В России нашлись «счастливые пенсионеры». Выяснилось, кто они. Их мало, но они есть. Кому программа долгосрочных сбережений может оказаться на пользу и в чём её изъяны, рассказали Антон Табах и Алексей Петропольский.
Негосударственные пенсионные фонды в России банкротятся массово. Это одна из причин, почему граждане и работодатели не спешат пользоваться возможностями, которые предлагает программа долгосрочных сбережений. Доверия к ней нет, особенно после провала предыдущих этапов пенсионной реформы.
Тем не менее есть крупные НПФ, которые выжили и у которых всё достаточно хорошо, обратил внимание главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах в эфире программы «Царьград. Главное». По его мнению, необходимо сконцентрироваться на том, чтобы повысить интерес населения и бизнеса именно к ним.
«Для частного бизнеса это абсолютно неподъёмная задача»
Кроме того, качество накоплений, формирующихся в результате программы долгосрочных сбережений, зависит и от работодателей — не только от НПФ. Так, в России нашлись «счастливые пенсионеры», которым повезло и с тем, и с другим. Собеседник «Первого русского» рассказал, кто они. Их мало, но они есть.
Если я где-то встречал счастливых пенсионеров, то это бывшие сотрудники «Газпрома», РЖД и других уважаемых крупных компаний, за которых вносились пенсионные взносы. Правда, в корпоративные пенсионные программы. И дальше интересный вопрос по поводу новых стимулов к участию в ПДС: не съедят ли они вот эти хорошие корпоративные программы в пользу, скажем так, программы общего характера? Кстати, заметим, что из-за токсичности пенсионной темы в названиях этих программ стараются не употреблять слово «пенсионный»,
— подчеркнул Антон Табах.
В свою очередь, другой участник эфира на Царьграде, предприниматель, эксперт по правовым вопросам «Опоры России» Алексей Петропольский указал, что если речь о государственных корпорациях, то у них действительно нет никаких проблем с тем, чтобы вносить отчисления за своих топ-менеджеров:
Дело в том, что они так сильно не зависят от прибыли, от выручки, от кадрового голода. Люди работают по 15, 20, 30 лет в этих компаниях, поэтому проще создать такие условия, чтобы пенсия у них была по 200 тысяч или 300 тысяч рублей в месяц. Но для частного бизнеса, для малого и среднего это абсолютно неподъёмная задача. И удерживать сотрудников, копить сбережения в таких фондах, чтобы помогать им, — это, увы, на сегодняшний момент доступно, наверное, лишь единицам компаний в секторе малого и среднего предпринимательства.
Минус тысяча из пенсии. Кому грозит?
Ранее депутат Госдумы Оксана Дмитриева заметила в разговоре с «Первым русским», что у многих людей, которые начнут получать пенсию со следующего года, выплаты будут более чем на тысячу рублей меньше, чем могли бы быть, и всё из-за очередного контрпродуктивного этапа пенсионной реформы:
Потому что доходность по обязательному накопительному элементу существенно ниже, чем индексация страхового пенсионного капитала или чем при переходе к балльной системе. Все мои расчёты были выполнены исходя из средней зарплаты. Допустим, человек получал в период 2002-2014 годов, когда были взносы на обязательную накопительную часть пенсии, среднюю заработную плату. С неё добросовестно отчислялись средства на накопительную часть. Это значит, что эти средства не отчислялись на страховую часть и человек за эти 12 лет потерял 16 пенсионных баллов.
Если бы итоговый размер пенсии рассчитывался сейчас, прибавка к страховой части пенсии за счёт этих 16 баллов составила бы 2331 рубль. При этом дополнительная накопительная пенсия составила бы всего около тысячи рублей. И многие граждане лишились этой разницы из-за недальновидности авторов пенсионной реформы.
Соответственно, можно рассчитать конкретные потери. И такая разница будет ещё в самом лучшем случае — в ситуации, если человек пришёл оформлять страховую пенсию и ему хватило баллов для этого. А ведь может сложиться так, что их окажется недостаточно. Напомню, у нас действуют ограничения: нужно иметь 15 лет стажа и хотя бы 30 баллов, чтобы получать страховую пенсию. Если этого нет, светит только социальная. И баллов из-за этого этапа реформы может оказаться слишком мало, потому что отчисления-то шли на накопительную часть. И в итоге гражданину просто могут отказать: у вас, мол, баллов не хватает,
— заключила парламентарий.