Целая серия возможных фискальных изменений может произойти в России в самое ближайшее время. Например, снова вырастут цены на автомобили. Причина — новое правительство готовит очередное повышение утильсбора. Буквально через несколько недель произойдёт существенный рост коммунальных тарифов. Однако главное событие — в России готовят новую налоговую реформу, которая, по данным источников, может вызвать резко негативную реакцию в обществе, как это уже было ранее с так называемыми пенсионными изменениями. Судя по всему, снова глава Минфина г-н Силуанов и глава бюджетного комитета парламента г-н Макаров станут «лицами» новых поборов с бизнеса и граждан. Однако обо всем по порядку.
В России снова могут подорожать автомобили из-за очередного повышения утильсбора. Правительство готово оперативно рассмотреть этот вопрос, заявил Денис Мантуров. Данная мера призвана, как утверждают власти, защитить отечественных автопроизводителей. Однако защита будет оплачена из кошельков российских домохозяйств. И это ещё не всё.
Власти обсуждают введение автоматических штрафов за мелкие нарушения. Российских граждан могут начать штрафовать с помощью умных камер за переход улицы, курение или распитие алкоголя в неположенных местах, как и за нарушение правил дорожного движения.
Как сообщили в российском парламенте, уже 20 мая Госдума намерена приступить к публичному обсуждению предстоящих фискальных изменений. Все они, по нашим сведениям, в сторону увеличения налоговой нагрузки как на бизнес, так и граждан.
Как отметил глава профильного парламентского комитета Андрей Макаров, изменения будут приняты до конца осенней сессии, чтобы «налогоплательщики и бюджетополучатели могли лучше подготовиться к внедрению этой системы начиная с 1 января 2025 года».
Я лично очень обеспокоена тем, что могут попытаться залезть в карманы людей, у которых доходы не такие высокие. Вы это допускаете? Мы взрослые люди, мы люди одного поколения, мы разное видели. Как говорится, готовься к худшему, лучшее само тебя найдёт. Поэтому лучше перебдеть, чем недобдеть
Сардана Авксентьева, депутат Госдумы России
Кстати, глава бюджетного комитета Госдумы господин Макаров уже заявил, что донастройка налоговой системы (читай «увеличение фискальной нагрузки») должна обеспечивать выполнение взятых государством обязательств, в первую очередь по растущим социальным расходам, до 2030 года. Таким образом, счастье всенародное будет обеспечено за счёт этого самого народа.
По информации экономиста Никиты Кричевского, которую он опубликовал в своем ТГ-канале, есть информация, что налоги будут повышены практических для всех российских граждан:
Появляется информация, что на следующей неделе будет объявлено не просто о повышении НДФЛ, но о повышении для всех, а не только для богатых. Причём повышение затронет даже муниципальных служащих и работников социальной сферы, чьи зарплаты в массе своей невысоки, а большинство работает за идею служения. Сказать, что это будет провал, — ничего не сказать. Не того требовал социум от государства на протяжении 30 лет.
Никита Кричевский
Получается, что колоссальный запрос в России на социальную справедливость будет реализован по весьма иезуитской схеме.
Любое повышение эффективной ставки налога на доходы физических лиц — это очень плохая новость. Причём плохая новость как для домашних хозяйств, так и для корпоративного сектора. Потому что рост налогового бремени подразумевает, скажем так, от предприятия два вида реакции. Либо повысить налог без повышения номинальной заработной платы. Либо повысить и то и другое. Тем самым у предприятия растут издержки, а рост издержек предполагает снижение финансовой, операционной эффективности и создание того самого проинфляционного фона, которого мы так боимся. Снижение располагаемого дохода означает снижение уровня потребления, большую закредитованность, большую потребность в новых финансовых ресурсах, в том числе со стороны дорогих займов от МФО.
Андрей Бархота, кандидат экономических наук.
Аналитики отмечают, что совокупные доходы 10% наиболее богатого населения России сегодня больше доходов всех остальных 90% граждан в 4,3 раза.
Если оставить в стороне так называемый рентный и социальный доходы и проанализировать только разницу в уровне зарплаты, то картина окажется ещё менее оптимистичной. Разница между зарплатами руководителей и рядовых специалистов в российских компаниях сегодня составляет более чем в 12 раз. Для сравнения, в странах Западной Европы и в США разница — в 3,5 раза. В странах Северной Европы и Скандинавии — в 3 раза.
При этом ранее уже были озвучены предложения по повышению НДФЛ на годовые доходы в 1 млн рублей. Оказывается, сверхбогатые — это те, кто зарабатывает в месяц 80 тысяч рублей. Вы не ослышались, 80 тысяч — это уровень, с которого, по версии некоторых «слуг народа», можно брать прогрессивный подоходный налог.
Увеличение до 15 процентов ставки НДФЛ для доходов около 70-80 тысяч в месяц вызывает крайне негативную реакцию у экспертного сообщества и предпринимателей. НДФЛ является частью фонда оплаты труда, который, в свою очередь, является базой для страховых взносов. И в этом случаем мы получим соразмерное увеличение и страховых взносов, и ещё, самое главное, увеличение НДС, которое в России является квазиналогом на труд. И вот такое увеличение налогового бремени для бизнеса, находящегося не в лучшем состоянии из-за санкций и предшествующей пандемии, на мой взгляд, крайне негативно будет действовать
Александр Любосердов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве.
Также омбудсмен обратил внимание на взносы в Фонд социального страхования:
У нас, по сути, регрессная шкала для богатых. То есть свыше 2 миллионов 200 тысяч в год — предприятия платят 15 процентов, 15,1 процента в Фонд социального страхования. И, по сути, богатые платят меньше таким образом.
Александр Любосердов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве.
Эксперты в унисон говорят о том, что новая налоговая реформа приведёт к резкому увеличению фискальной нагрузки, которую в итоге оплатят конечные потребители, то есть мы с вами. Любое повышение налогов моментально найдёт отображение в ценах и тарифах. Причина — рост постоянных издержек в виде Фонда оплаты труда. При этом крупный бизнес сможет спрятаться в «слепых» трастах и офшорах.
Крупные корпорации, которые приносят до 70 процентов бюджета, именно частные компании. Там конечный бенефициар — либо трастовый фонд, либо офшорные компании, которые никуда не ушли. И фактические бенефициары юридически за этими лицами не стоят, то есть учредителями не являются. Удерживать с них дополнительные налоги будет тяжело. А вот средний класс, который получает белую зарплату, кто руководит средними компаниями, или учредители в них, они будут платить по большей ставке налог. Мы уже видим, что многие льготы, что были ещё прописаны в ковидные времена, продлевались в период СВО, постепенно срезаются. И, как следствие, во многих отраслях акцизы, пошлины, косвенные налоги тоже постепенно повышаются. Как правило, за них платит конечный потребитель — это мы с вами
Алексей Петропольский, предприниматель, эксперт по правовым вопросам «Опоры России».
И ещё один важный момент. Как только начнётся реализация новой налоговой реформы, так ещё до этого момента начнутся манёвры по снижению фискальной нагрузки. Например, через «серые зарплаты» или через перевод персонала в самозанятые.
Василий Колташов, экономист, директор Института нового общества:
У нас миллионами разрастается количество самозанятых — это в основном ненастоящие самозанятые. Естественно, работодатели таким образом избегают уплаты налогов на своих работников, и получается, что как бы дыра получается, не хватает бюджету денег, которые должны поступать в виде даже и налога на доходы физических лиц, и социальных отчислений всех-всех-всех, и тут всей суммы этих отчислений, которые берутся ещё, ну, на самом деле, отчисляются на заработную плату — работодателем уплачиваются. Если предположить, что у нас дальше будет разрастаться класс самозанятых и произойдёт такое налоговое изменение, то есть, допустим, будет не 13, а 15 процентов налог на доходы физических лиц, то работодатель погонит в самозанятые ещё десяток-другой миллионов работников. А это означает плохую пенсию в дальнейшем, то есть социальная пенсия вместо трудовой.
Василий Колташов
В происходящем поражает один момент — не успело новое старое правительство приступить к своим обязанностям, как первый концептуальный промах — запуск новой налоговой реформы. На мой взгляд, по степени негатива данное, прямо скажем, неадекватное решение в условиях как внутренней, так и внешней турбулентности будет сопоставимо с провалившейся пенсионной реформой.
- Зачем набирать столько обязательств, если приходится поднимать налоги?
- Зачем увеличивать фискальную нагрузку на доходы граждан от 70 до 80 тысяч рублей в месяц, если их хватает в лучшем случае на самые элементарные потребности?
На мой взгляд, необходимо, наоборот, максимально ослабить фискальную нагрузку как на бизнес, так и граждан. Это позволит нарастить инвестиции в производство и потребление. За счёт этого мультипликативного эффекта фактически будет расширена налогооблагаемая база. Однако, по всей видимости, чиновники и депутаты могут пойти по лёгкому пути — увеличить поборы со всех без разбору.
Дождёмся 20 мая и будем внимательно следить за словами и действиями тех, кто решил служить народу и Отечеству.