Внешняя сторона успеха

Обращают ли внимание работодатели на облик соискателей

Россияне считают, что красивым проще построить карьеру. К таким выводам пришли аналитики Superjob, опросив экономически активных граждан и работодателей. Почти 70% руководителей заявили, что привлекательная внешность помогает соискателю устроиться на работу и продвигаться по службе. 64% граждан считают, что заработок таких сотрудников выше, чем у их менее эффектных коллег. Притом с конца нулевых годов требования несколько смягчились. В 2009-м более 80% работодателей выделяли красоту как карьерное преимущество. Развернуть на весь экран

“Ъ FM” спросил предпринимателей, отказывают ли они соискателям из-за их внешности и как оценивают этот параметр.

Отельер Алексей Петропольский: «Был странный случай, когда я брал человека на работу по онлайн-собеседованию, а в дальнейшем у него оказались «эльфийские» уши. Мне пришлось его после испытательного срока, конечно, уволить. Внешность всегда имеет значение, особенно если сотрудник будет работать с первичными клиентами. Человек должен быть в форме, скажем так, приятной внешности, все это должно совпадать с интеллектом. При этом мы брали людей с пониженной функцией слуха, зрения, и это никак не влияло на клиентоориентированность. Скорее, наоборот, люди понимали, что мы всех адаптируем. Может быть нестандартная внешность, но очень сильное обаяние. Как правило, это очень эффективные сотрудники. Бывает и так, что внешность фотомодельная, но с человеком общаться неприятно».

Петропольский Алексей

Ресторатор Александр Сысоев: «Внешность абсолютно неважна. Для меня в первую очередь важны личные качества, как человек говорит, как относится к вам. Есть какие-то базовые нормы ухоженности: чистые волосы, аккуратные ногти, при этом необязательно маникюр как таковой, правильный запах. Мне кажется, что это такие вещи, про которые даже странно говорить. Я точно видел в ресторанах сотрудников с небольшим косоглазием. Был блестящий бармен, которые делал безупречные коктейли и был идеальным собеседником».

Владелица салонов красоты «Лаки Лайк» и «Бигуди» Лялья Садыкова: «То, как выглядит мастер, это доверие нашего потенциального клиента. Какая у него стрижка, какое окрашивание, в тренде ли он. Косметолог, который предлагает лечение акне, не может сам быть с такой кожей либо не пользоваться ботоксом и выглядеть, как шарпей. При этом необязательно, чтобы, например, ногти у мастера маникюра были покрыты гель-лаком. Хотя очень часто в таком случае клиенты задаются вопросом, неужели это вредно. Поколение зумеров позволяет себе проспать, прийти неопрятными, но в процессе, выпив чашечку кофе, они уже начинают приводить себя в порядок. Чтобы к клиенту они вышли непричесанные, без макияжа, такого я не замечала».

В том, что красивым людям проще построить карьеру, старшее поколение уверено чаще, чем молодежь. По данным Superjob, люди старше 34 лет активнее соглашались с этим утверждением. В то же время доля граждан, считающих эту формулу неверной с конца нулевых годов выросла с 10% до 20%.

Требования работодателей несколько смягчились на фоне пандемии COVID-19, заметила партнер консалтинговой компании Kontakt InterSearch Юлия Забазарных. В то же время, по ее словам, для некоторых позиций в корпоративной среде ухоженная внешность — один из главных факторов при отборе кандидатов: «10-15 лет назад были даже специальные инструкции по дресс-коду для разного уровня должностей. В первую очередь, конечно, это касалось банков и крупных корпораций, но в целом было принято во многих компаниях. Прописывалось, какая должна быть одежда, маникюр, прически и так далее.

Пандемия очень сильно изменила подход. Уже нет таких жестких требований, но все равно есть какие-то общепринятые правила, бизнес-стиль в определенном, конечно, контексте.

Если приходят два кандидата, и один одет очень неряшливо, а второй более аккуратно, то у работодателя складывается ощущение, что тот, кто более опрятен, обладает большим самоконтролем, ответственностью.

Что касается проблемы лишнего веса, то такие соискатели вызывают определенные вопросы, связанные и с уровнем их здоровья, и с тем, насколько они дисциплинированы. Конечно, напрямую никто об этом не скажет, потому что это дискриминация. Но, в общем-то, все всё понимают. Тем не менее, если мы говорим о каких-то уникальных специалистах, то там уже неважно, как они выглядят. Чаще всего, процентах в 70-80 случаев, на внешность все-таки не обращают внимания».

То, что подтянутая фигура, симпатичное лицо и вкус в одежде помогают продвигаться по карьерной лестнице подтверждают и ученые. Несколько лет назад издание Harvard Business Review опубликовало данные эксперимента: исследователи разослали 11 тыс. резюме с фотографиями кандидатов разной степени привлекательности на различные вакансии. Оказалось, что людям с приятной внешностью (и мужчинам, и женщинам) перезванивали на 36% чаще, чем менее привлекательным кандидатам или обладателям заявок без фото.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский