Маркетплейс ранее заявил о многомиллиардных убытках продавцов, которые использовали склад, из-за проверок закрывшийся на несколько часов. Это далеко не первый миграционный рейд на складах маркетплейсов, да и любую компанию могут проверить на нелегалов. Почему же компании продолжают их нанимать?
Wildberries восстанавливает нормальную работу склада в подмосковной Электростали. В пятницу утром туда пришли полицейские, искали нелегальных трудовых мигрантов. Склад не работал несколько часов, маркетплейс заявил о многомиллиардных убытках продавцов, которые его использовали.
Массовых жалоб на задержки с доставкой покупок на Wildberries пока не было. Но, возможно, все еще впереди. Товары со склада в Электростали, где работают свыше 8 тысяч человек и который в пятницу был остановлен на несколько часов, отгружались в разные регионы. И не только соседние с Московским. Продолжает генеральный директор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:
Ефим Алдухов генеральный директор консалтинговой компании GoOmni «Там склад на самом деле огромный. Это один из ключевых складов Wildberries в Московском регионе. Когда этот складской комплекс начинали строить, там должно было быть построено 250 тысяч квадратных метров, то есть это огромный по площади склад. С точки зрения сейлеров, которые им пользовались, я думаю, что речь идет точно совершенно про десятки тысяч сейлеров. В целом подмосковные склады работают со всей Россией, потенциально это могут испытать на себе люди и из Казани, и из Санкт-Петербурга, Краснодара, потому что через Электросталь с этого склада очень часто во многие регионы товары едут».
Это далеко не первый миграционный рейд на складах маркетплейсов. Например, в начале октября полицейские пришли в распределительный комплекс Ozon в подмосковной деревне Гривно и в логистический центр в городе Пушкино. В ходе проверок нашли 100 иностранцев, работавших на этих объектах без оформления необходимых документов. Четверть из них находились в России нелегально.
Рейды проводятся не только на складах маркетплейсов. В любую компанию, которая использует труд нелегальных мигрантов, могут прийти с проверкой, отмечает профессор Государственного университета управления, член президентского Совета по межнациональным отношениям Владимир Волох:
Владимир Волох профессор Государственного университета управления, член президентского Совета по межнациональным отношениям «Есть определенные ограничения по проведению проверок. Хотя я не думаю, что их стало намного меньше. Если есть сигнал, что якобы в какой-то организации есть нелегалы, то, как правило, проверки эти проводятся, выявляются. За каждое выявленное нарушение по Кодексу об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции вплоть до миллиона рублей, вы представляете. Десять нелегалов нашли — 10 млн рублей с этой организации списывается. Может быть, даже более суровая санкция наложена судом: закрытие предприятия до трех месяцев, до устранения выявленных недостатков».
Бизнес, конечно, боится таких рейдов. Во-первых, сама проверка может остановить работу предприятия. А во-вторых, штраф за выявленные нарушения вполне может разорить небольшую компанию.
При этом, по некоторым оценкам, половина иностранцев в России работают нелегально. Почему компании все равно берут на работу таких сотрудников, несмотря на то что это может привести к серьезным проблемам? Говорит эксперт по правовым вопросам «Опоры России», гендиректор юридической компании «Юрвиста» Алексей Петропольский:
Алексей Петропольский
эксперт по правовым вопросам «Опоры России», гендиректор юридической компании «Юрвиста»
«Проблема с кадрами, особенно с разнорабочими. Фактически сейчас найти сотрудника меньше чем за 70 тысяч рублей в месяц с документами, ну, возьмем кладовщика, возьмем какого-нибудь помощника на кухне либо элементарно специалистов, кто занимается клинингом, — просто невозможно. У них есть перспектива пойти в курьеры, где зарплата от 100 тысяч рублей, если хорошо работать, либо в таксисты, если есть права, где тоже 100 тысяч рублей в месяц можно зарабатывать. Конечно, для такого традиционного бизнеса в виде складов, в виде строительных компаний, строек, сейчас этот вопрос стоит особенно остро, потому что там основная рабочая сила — это классический разнорабочий. Такие компании вынуждены брать людей либо с «серыми» документами, либо вообще без документов, попытаться их каким-то образом оформить. Как правило, юротделы пытаются таким людям получить документы, если это возможно».
Петропольскй Алексей
Получается, в стране не хватает не только программистов. Трудолюбивый разнорабочий из бывших советских республик со всеми правильно оформленными документами и скромными запросами по части зарплаты тоже в дефиците.