Представители отрасли просят установить комиссию за эквайринг на уровне 0,7%, тогда как сейчас она может превышать 2%. В ЦБ опасаются, что такой подход может привести к уменьшению банками кешбэка по картам, сокращению программ лояльности и введению дополнительных комиссий для обслуживания карт
Представители табачной отрасли просят правительство и ЦБ снизить процент комиссии, которую розничные продавцы табака должны платить банкам за переводы по банковским картам. Они считают, что действующая система снижает рентабельность бизнеса до неприемлемо низких значений, пишет РБК.
Представители отрасли просят установить комиссию на уровне 0,7%, тогда как сейчас она может превышать 2%, но в ЦБ опасаются, что это может привести к уменьшению банками кешбэков по картам, сокращению программ лояльности и даже к введению дополнительных комиссий для обслуживания карт.
Снижение комиссии за эквайринг очень помогло бы розничным продавцам табака, говорит член федерального президиума Ассоциации малоформатной торговли, эксперт табачной отрасли Антон Воронов.
«За последние годы доля карточных платежей в общей массе составляет в Москве уже чуть ли не 90%, никто не платит наличкой. Казалось бы, обороты повысились в разы у банков по картам, почему комиссия? Хочется ожидать, что она уменьшится, потому что по большому-то счету расходы банков не сильно возросли. Да, там надо поставить терминал, да, нужно какой-то процессинг обеспечивать, но, как ни странно, комиссия банков за эквайринг только возросла. То есть она сейчас в некоторых случаях составляет и 2%. Почему речь идет в первую очередь о табаке? Это самая чувствительная к таким комиссиям отрасль, поскольку в табаке наценка ограничена, по сути, с двух сторон. Продавать дороже, чем максимальная розничная цена, ты не можешь, все продают по той цене, которая написана на пачке, а оптовая цена тоже фиксирована, поскольку всего полтора дистрибьютора на всю страну, и самих производителей сигарет тоже по пальцам можно перечесть. В настоящее время порядка всего 9%, по-моему, наценка в среднем составляет на сигареты, что для розницы катастрофически мало. Расходы просто на логистику, на то, чтобы привезти товар, разложить его, обеспечить продавца и все остальное — электричество, заплатить арендную плату, — больше 10%. Продавцы ужимаются, и буквально вот этот 1% и зарабатывают с сигарет, а его отбирает банк. Уже не первый год малая розница кричит, пишет в Центробанк по поводу того, что надо законодательно как-то ограничить эту наценку. Но ЦБ, по всей видимости, поддерживает именно банки, они для него более родные, потому что, понятно, их задача в первую очередь не допустить какого-то финансового кризиса. Банки это устраивает, они зарабатывают много денег на эквайринге».
Антон Воронов
На высокие комиссии на эквайринг жалуются не только в табачной отрасли. Вся розница говорит об этом несколько лет. Причем если крупным ретейлерам за счет объемов обычно удается договариваться с банками на уровень комиссии в районе 0,8%, то мелкие точки как платили 2%, так и платят. Говорит эксперт по правовым вопросам «Опоры России», предприниматель Алексей Петропольский.
«В России традиционно эквайринг стоит дорого, причем не только для табачной продукции. Это абсолютно для любого предприятия, которое пользуется кассовым оборудованием с возможностью оплаты безналом. Такие платежи обходятся от 1% до 4%. Представьте, 4% за то, что человек просто пришел и оплатил товар или услугу картой. Я уж не знаю, почему именно табачные изделия начали поднимать этот вопрос, у них наценка на товар вполне себе нормальная, но для малого бизнеса во многом это губительные проценты, которые вычитаются, и с них еще и платятся налоги. И, конечно, этот вопрос давно надо было поднимать и снимать данные проценты, особенно учитывая то, что основные платежные сервисы в виде Mastercard и Visa ушли из России, и по факту зарабатывают на этом только банки. Если мы возьмем зарубежный опыт, то комиссия за эквайринг, как правило, лежит на потребителе, то есть человек копит какие-то бонусы, баллы, у всех карты привязаны к каким-нибудь милям и прочим системам накопления. И доходит до того, что сами предприятия или хозяину, или банку выплачивают некие дивиденды, поскольку это для них является маркетингом, а они уже там в свою очередь пытаются рекламировать потребителю ту или иную группу товаров. То есть здесь больше все завязано на маркетинге, у нас же про маркетинг вообще никто не говорит. Поэтому, если уж и говорить о справедливых ставках, то это 0,1-0,3% за платеж».
Алексей Петропольский
Все это приводит к тому, что мелкой рознице приходится применять разные и не всегда легальные схемы, чтобы выжить. Например, просить покупателей оплачивать наличными или переводами, прятать терминалы оплаты, говорить, что оплата по карте сейчас невозможна, и так далее. А в табачной отрасли некоторые вообще торгуют контрабандой, говорит предприниматель, владелец табачного бизнеса Антон Чемена.
«Основной монополист, «Мегаполис», который по всей России доставляет эти сигареты, очень большой процент забирает себе, и поэтому предпринимателю достается очень маленький процент, и ему невыгодно торговать именно официальными, акцизными сигаретами. То есть любой маленький предприниматель начинает выживать. А как можно выжить? Это только увеличить наценку. Наценка может быть увеличена только на неофициальных, безакцизных, контрабандных, фейковых сигаретах. Почему и придумали минимальную розничную цену, чтобы оградить потребителя от фейка. Производители табака, я считаю, чувствуют себя отлично, потому что себестоимость сигарет очень маленькая, и очень большая наценка — это акциз, который получает государство, и я думаю, государство больше бы заинтересовано было, чтобы у нас меньше было контрабандных и фейковых сигарет. И проще, по-моему, официально предпринимателю разрешить делать большую наценку, чтобы у него был выбор. За поддельные его могут наказать, за настоящие нет, и пропадет сам принцип контрабандных сигарет».
Антон Чемена
Доля нелегальной табачной продукции в России растет. По данным Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в 2022 году в ЦФО она составила 13%. По данным Минпромторга, ущерб бюджету оценивается более чем в 81 млрд рублей.
При этом в России сокращается потребление табака. Как заявили в пресс-службе Рослесинфорга (лесоучетного ведомства Рослесхоза), в 2022 году за счет снижения продаж сигарет от вырубки было спасено около 320 тысяч деревьев. В прошлом году производство сигарет в России сократилось почти на 2%.