СКРЫТЫЕ МИЛЛИАРДЫ: СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ВЗЯЛСЯ ЗА РОССИЙСКИХ БЛОГЕРОВ

В России, кажется, решили всерьёз взяться за блогеров. Ещё никогда люди, снимающие то, как они едят пиццу или чистят зубы по утрам, не вызывали столько интереса со стороны налоговой инспекции, как в последние несколько месяцев.

У Следственного комитета возникли большие вопросы к популярному блогеру Александре Мирошиной. Против «бложьей матери», как она себя называет, возбудили уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов. Речь идёт о довольно крупной сумме в 120 миллионов рублей. Это второй такой громкий эпизод за минувшие две недели.

Кстати, на днях девушка похвасталась, что посетила концерт певицы Земфиры*, признанной иноагентом в России за поддержку киевского режима. И даже купила билеты в первые ряды. Поддержала, так сказать, рублём. Напомним, что Рамазанову хотят лишить нажитого в России имущества после выхода в свет её песни о «заболевшей» Родине. 

Ранее Савёловский суд Москвы запретил Валерии и Артёму Чекалиным пользоваться телефоном и интернетом. Супружескую пару подозревают в отмывании 130 миллионов рублей и ухода от налогов на сумму более чем 300 миллионов рублей. В ближайшее время планы Чекалиных покинуть Россию вряд ли сбудутся, так как с них взяли подписку о невыезде. Обоим блогерам грозит до трёх лет тюрьмы.

Совпадение это или начало кампании против тех, кто не просто делал деньги из воздуха, а умудрялся долгие годы водить за нос налоговую инспекцию, ведущая «Первого русского» Елена Афонина обсудила с экспертами Алексеем Петропольским и Виталием Бородиным в программе «Мы в курсе».

Откуда деньги, Зин?

Гендиректор юридической компании, предприниматель Алексей Петропольский пояснил, что в отношении этих российских блогеров налоговая инспекция провела, так сказать, «контрольную закупку». И одним эпизодом дело не кончится. Хотя раньше, казалось, люди, делающие бизнес из воздуха, их не интересовали.

В первую очередь, они видят, сколько денег тратит блогер. По карточкам, по переводам, по всем банковским транзакциям и крупным покупкам. А самое главное, сколько денег получили блогеры и сколько заплатили с них налогов. А получают они хорошо. Те 150 миллионов рублей – это минимум из того, что эти вышеупомянутые блогеры заработали в первые 2-3 месяца календарного года. Дальше эти деньги переводились на карточки, передавались наличными. А траты, естественно, непропорционально доходам, также продолжались. Покупки дорогостоящих квартир, машин, отдых, которые стоят десятки миллионов. Налоговая это идентифицировала, и со всех расходов, которые были свыше уплаченных налогов, насчитала вот такую  баснословную сумму за три года. 

Алексей Петропольский

Между тем в Сети появилось видео, где Артём Чекалин рассказал о своём отношении к ситуации. По его словам, обвинения в уклонении от уплаты налогов, да ещё и в таких объёмах, для него были неожиданными.

Что я почувствовал, трудно описать. Если вы окажетесь на моём месте, тогда вы узнаете, что я почувствовал.

Артём Чекалин

Он надеется, что после того как они с супругой заплатят нужную сумму, это «всё закончится». Однако ведущая Царьграда Елена Афонина обратила внимание на то, что супруги пытались провоцировать правосудие тем, что говорили «мы ещё и стримы будем проводить». То есть продолжать и дальше вести блогерскую деятельность, мол, видео в России записывать не запрещено. Но потом, видимо, одумались или адвокаты подсказали, что не надо никого дразнить. 

Миллиарды рублей

По мнению юриста, в случае Чекалиных была «показательная порка» со стороны налоговой, чтобы остальные «одумались и работали вбелую». 

В основном налоговая инспекция борется с обычными предпринимателями, в частности с теми компаниями, которые работают не на упрощённой системе налогообложения, а по НДС. Я как практикующий юрист могу сказать, что сотни проверок каждый день начинаются с реального бизнеса. А блогеры – они упрощенцы, малый бизнес. Поэтому их никто не трогал. Но сейчас в налоговой поняли, что это далеко не малый бизнес, и порой выручки блогеров сопоставимы с крупным бизнесом. Это миллиарды рублей.

Артём Чекалин

По словам Петропольского, за каждым блогером стоит целая команда, которая производит контент и продаёт рекламу. Но, как правило, всё делается «вчёрную», и налоги с этого не платятся. 

Поэтому эти показательные порки сделаны для того, чтобы блогеры одумались и работали в белую. Тем более что сейчас наша налоговая система позволяет работать, не платя такие уж большие налоги – 6-7 %, иногда 15 %. То есть заплати – и будешь чист перед законом. Но они даже эти деньги почему-то утаивали.

Алексей Петропольский

Кому светит уголовное преследование?

На вопрос о том, почему некоторые блогеры скрывали свои доходы от государства, ответил руководитель Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией Виталий Бородин.

Он обратил внимание, что некоторые блогеры получали своё финансирование из-за рубежа, выезжая на съёмки в разные страны и снимая рекламу для иностранных компаний и отелей. Они неплохо на этом заработали. Но вся суть в том, что монетизация осуществлялась через видеохостинг YouTube. То есть через иностранную сеть. И это уже отсылка к следственным органам. 

Эти люди зарабатывают очень большие деньги. Некоторые из них получают финансирование из-за рубежа. И зачастую выезжают в другие страны, снимают там контент, рекламируют компании, предприятия, отели. И речь не только о неуплате налогов. Здесь нужно смотреть на причастность этих лиц к иностранному финансированию. Это разные страны. Но, как вы понимаете, все они ранее работали с YouTube, через него шла вся монетизация. Этот видеохостинг относится к израильской компании Yoola. Но я думаю, что следственные органы и Следственный комитет в этом разберутся, они люди компетентные. 

Виталий Бородин

Он не исключил того, что против блогеров могут начать возбуждать уголовные дела. И если раньше их деятельность никак не контролировалась, то сейчас самое время ввести поправки на федеральном уровне на этот счёт, отметил эксперт по борьбе с коррупцией. 

Только ли продажа рекламы?

Комментируя это заявление, ведущая Елена Афонина заметила, что не все из блогеров официально признаны иноагентами, как, например, журналистка Вероника Белоцерковская**, создательница фейков о российской армии. Но, тем не менее, у Белоцерковской есть имущество, записанное на родственников, движимое и недвижимое. А сама иноагент живёт во Франции, «пожиная плоды того, что заработала». 

Анастасия Митрошина, выше упомянутая, не уплатившая 120 миллионов рублей в казну государства, в ближайшее время планирует провести марафон в Дубае. Она чувствует себя в полной финансовой безопасности, имеет и квартиру, и деньги, и свой бизнес. И вот как подобных людей оценивать с законодательной точки зрения?

Действующее законодательство уже подразумевает, что такие люди (имеющие налоговые задолженности – ред.) себя свободно чувствовать не должны. Но у нас идёт декриминализация экономических статей. И как только они эти налоги оплатят, то и уголовное преследование, и потенциальная судимость с них снимается. А менять в законодательстве, я считаю, ничего не нужно, этим мы только отпугнём добросовестных предпринимателей от того, чтобы заниматься бизнесом.

Алексей Петропольский

Он согласен с мнением коллеги о том, что уполномоченным органам стоит разобраться, чем занимается тот или иной блогер, что рекламирует и откуда у него на это деньги. Ведь нередко на тех или иных каналах у людей просто выманивают их кровно заработанные, предлагая делать ставки или участвовать в каких-то тёмных финансовых пирамидах. 

Люди несут туда свои деньги, потому что те самые блогеры для них являются авторитетами. И здесь мы открываем новый пласт, который, конечно, приносит им валовую выручку, а далеко не продажа рекламы.

Алексей Петропольский

* Земфира Рамазанова – лицо, признанное в России иноагентом 

** Вероника Белоцерковская — лицо, признанное в России иноагентом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский