Хотя за январь темпы падения в секторе чуть замедлились. Каковы наблюдения предпринимателей, чей бизнес касается оказания услуг?
Деловая активность в российской сфере услуг снижается четвертый месяц подряд. Индекс PMI в этой сфере по итогам января составил 48,7 пункта против 45,9 пункта в декабре, сказано в исследовании S&P Global.
Что касается факторов, то, во-первых, занятость в российском секторе услуг сокращается шестой месяц подряд. Во-вторых, клиентский спрос продолжает ослабевать, но конкуренция все еще сильная, и компании вынуждены сдерживать рост отпускных цен.
Сотрудники Business FM поговорили с предпринимателями, чей бизнес касается оказания разных услуг: каковы их наблюдения?
В юридической сфере мы вернулись к докризисному уровню выручки, но, фактически индексируя зарплату и индексируя расходы, мы стали меньше зарабатывать. Но все равно тенденция хорошая с учетом сложности прошлых лет и этого года, фактически в этом году мы покажем рост. Если мы говорим с вами о гостиничном бизнесе, он тоже чувствует себя лучше, чем в пандемийные годы. Но говорить о восстановлении того, что было до пандемии, не приходится. Мы приросли примерно на 30% от пандемийного 2021 года. Сейчас пошли предброни граждан из Китая. Касательно кофейного бизнеса — никакой динамики вообще нет, что мы в пандемию работали тяжело, что в спецоперацию. Если мы говорим о кофейнях в бизнес-центрах, выручка там не выросла и не упала, но они стоят в бизнес-центрах полупустые. А если мы говорим о торговых центрах, мы как держались на уровне, что наш средний потребитель — это вообще работник торгового центра, это так и осталось. В торговых центрах сейчас арендная ставка такая же, как и была, а проходимость упала в два раза точно, как только ушли бренды, расти просто некуда. И, конечно, новых кофеен мы в прошлом году не открывали и в этом открывать не планируем.
Алексей Петропольский
Гендиректор юридической компании «Юрвиста», владелец гостиницы «Чемоданов» и совладелец сети кофеен Take & Wake
То, что мы видим по своему бизнесу в сфере тяжелого финансового консалтинга, — спад незаметен, а скорее, наоборот, видно усиление. А по клиентам, которые оказывают те или иные услуги, мы видим сильную разбалансировку: у кого-то идет все хорошо, но это, как правило, более производственные компании, а то, что завязано на ретейл, на B2C-рынок, там очень сильное снижение. У многих ретейлеров упал трафик на 30% и на 50% год к году, людей ходит физически меньше, следовательно, они по цепочке и меньше потребляют услуг в сфере доставки, упаковки. Например, в одной компании, которая занимается монтажом приборов учета для крупных промышленных и девелоперских компаний, несмотря на то, что заказы есть, контракты есть, в моменте по осени вместо 200 монтажников осталось 50 — кто-то релоцировался, кто-то подстраивается под мобилизацию. Поэтому в сфере услуг сейчас есть еще большая проблема именно с кадрами.
Павел Вешаев
Гендиректор компании FinHelp
Тот рост, который есть у нас на сегодняшний день, процентов на 80 обусловлен успешной стратегией компании, а не внешними факторами. Но процентов на 20 помогли и внешние факторы, совсем простые — ковид. Он сформировал потребительские привычки, с высокой долей вероятности они просто дальше и будут развиваться. Научились пользоваться Zoom — больше будут пользоваться им или «Яндекс.Телемостом», видеозвонками. В нашей ситуации больше научились пользоваться телемедициной, сформировалась потребительская привычка, преодолели заложенное у врачей недоверие к этой технологии. Это одна из причин, почему это все дальше растет. Вторая внешняя причина, не связанная, может, с успешной стратегией, — часть народа уехала, и им теперь нужны многие сервисы дистанционно. И уехали они чаще всего в те страны, где медицинский сервис несколько ниже и качество медицины хуже, проблема даже иногда не в языках. Третья, наверное, фундаментальная причина — то, что практически все корпоративные компании стали активно использовать телемедицину в ДМС-программах, и поэтому сейчас постоянно страховые приходят, торгуют, привлекают нас. Определенная миграция сотрудников есть и была, но она была у нас и до СВО, и до ковида, миграция есть, но для нас она не является критичной.
Сергей Лежнин
Гендиректор телемедицинского сервиса «Доктис»
В январе издержки российского сектора услуг росли историческими темпами, отмечается в исследовании S&P Global. А вот совокупный индекс активности в промышленности и услугах вырос с 48 пунктов в декабре до 49,7 пункта. Значение индексов выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, меньше этого уровня — на ее снижение.