Каждый пятый россиянин в ближайшее время намерен попросить прибавку к зарплате. К такому выводу по итогам исследования пришла рекрутинговая компания Benchmark Executive и деловая соцсеть TenChat. Каждый третий сотрудник намерен поднять вопрос об индексации зарплаты в ближайшие полгода, а 20% процентов респондентов планируют поговорить об этом в течение квартала.
В то же время почти половина работодателей заявила, что самостоятельно повышает заработную плату в связи с инфляцией либо достижением сотрудником финансовых показателей. Однако во многом это зависит от сферы деятельности.
По крайней мере, сейчас, отмечает гендиректор юридической компании «Юрвиста», владелец кофеен Take & Wake и бутик-отеля «Чемодановъ» Алексей Петропольский:
«Каждый год мы индексируем зарплаты как минимум на 10-20%, чтобы покрывать хотя бы инфляцию. Но в этом году вопрос о повышении будет напрямую зависеть от финансовых результатов наших компаний. Тяжело будет индексироваться в общепите и гостиничном бизнесе. Скорее всего, если у человека встанет вопрос, увольняться ли, если не поднимут оклад, то мы наберем в штат новых сотрудников, поскольку индексировать его в текущей ситуации экономически будет крайне тяжело. Возможно, это даже приведет к нерентабельности бизнеса. В гостиничном бизнесе фонд оплаты труда — порядка 30% от всей выручки. Что касается консалтинга, то здесь дело с зарплатой обстоит несколько проще. Юристы получают процент от сделок, линейный персонал — твердые оклады. Ему, скорее всего, индексация будет положена, ведь чем больше проблем внутри России, тем чаще обращаются к юристам».
Алексей Петропольский
Авторы исследования отмечают, что изменились условия труда, а вместе с этим об индексации стали просить специалисты, которые ранее этого не делали. Если прежде это зачастую были менеджеры среднего звена, то сейчас — разработчики, руководители в IT, маркетинге и финансах.
Гендиректор сети Finn Flare Ксения Рясова рассказала “Ъ FM”, что количество обращений с просьбой индексировать зарплату в этом году резко выросло:
«Последние полгода наблюдается сильный плач Ярославны — все просят повысить зарплаты, мотивируют это, где-то даже готовы кого-то сократить, чтобы поднять ее остальным. Цены выросли — людям не хватает денег на жизнь, к тому же оплата труда увеличилась в среднем по рынку. Что такое Finn Flare? Это в основном продавцы, айтишники и продакт-менеджеры. Этим специалистам повысили оклад. Буквально этой осенью мы проиндексировали его, по-моему, всем. Что касается размера увеличения, мы ориентировались на рынок, поскольку он поменялся. Все айтишники уехали, будь любезен — поднимай им зарплату. Продавцы магазинов, которые закрыты, получают зарплату за простой, небольшую сумму, но им ее платят просто так. Если они придут к нам работать, то потеряют эти деньги. Не хотят. Этот рынок тоже очень тяжелый. Хороший спрос на продакт-менеджеров, потому что поднимается много мелких российских брендов».
Ксения Рясова
При этом компания не всегда может пойти навстречу сотруднику, признается гендиректор агентства маркетинговых и социологических исследований Vector Market Research Дмитрий Чумаков:
«Есть определенная индексация заработных плат, которая предусмотрена в том числе и действующим законодательством, и рыночными реалиями. В целом сотрудники понимают, что в текущей ситуации самое главное — иметь стабильную интересную работу в развивающейся компании. Самые активные обсуждения по поводу роста заработных плат, безусловно, были несколько лет назад, когда экономика постоянно показывала существенные темпы роста. Сейчас они менее активны, то есть происходят, но существенно реже, чем раньше. Уровень индексации составляет порядка 10-15%. Все возможное для обеспечения качественного образа жизни для сотрудников компания делает».
Дмитрий Чумаков
Аргументируя свою просьбу о повышении зарплаты, 83% опрошенных опираются на свои достижения, около половины сравнивает свой доход с аналогичными позициями на рынке, а треть угрожает переходом в другую компанию, следует из опроса. В нем участвовали более 10 тыс. сотрудников и свыше 2 тыс. работодателей.