Бизнес сверяет прогнозы

Какие планы строят предприниматели на ближайшее будущее

Сентябрьский оптимизм бизнеса сменился октябрьской тревожностью. Центробанк опубликовал ежемесячный мониторинг предприятий. На графиках отчетливо видны последствия мобилизации для компаний: их фактические показатели и ожидания от будущего резко упали, хотя до этого с марта демонстрировали постепенный рост. “Ъ FM” поговорил с предпринимателями о том, что они пережили за последний месяц, и каким видят развитие до конца года. Их точки зрения — в материале Ивана Якунина.

В таблице, которую опубликовал Центробанк, есть только один показатель с положительной динамикой — это издержки бизнеса. Остальное — объемы производства, спрос, условия кредитования — все снижается. Неоднозначная ситуация разве что с ценами: фактически они уменьшились по сравнению с сентябрем, вероятно, из-за крепкого рубля, но ожидания уверенно говорят, что они будут расти.

Учредитель химчистки-прачечной «Акварели» Тамара Нехорошева говорит, что реальных проблем две:

«Действительно, спрос упал — люди экономят. Между двумя вещами — еда и химчистка — они выберут первое. Основные клиенты, которые сдавали в химчистку много вещей, сократили расходы на 70%. Более того, естественная монополия повышает цены на электроэнергию, воду. Есть еще и прямые налоговые платежи, а есть скрытые. Это тоже все выросло в цене. И поэтому сейчас горизонт планирования для нас сильно ограничен несколькими месяцами, потому что мы не понимаем, что будет происходить».

Тамара Нехорошева

Бизнес в опросе регулятора прямо отмечал: в сентябре усугубилась нехватка квалифицированных кадров. Но более стратегической проблемой кажется спрос — внутри страны из-за нехватки денег и за ее пределами из-за экспортных ограничений. Аграрии, например, уверенно пережили всю пандемию, но сейчас их оценки перешли в отрицательную зону, потому что рекордный урожай некуда продать.

Президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев, который экспортирует товары в США, летом ждал роста выручки на 20-25% год к году. Прогноз пришлось пересмотреть, отмечает собеседник “Ъ FM”: 

«Все постепенно проседает. Уменьшаем маржу, насколько можно, за счет увеличения всевозможных скидок — пока выкручиваемся, но на пределе. Намного сложнее стало продавать на экспорт, потому что ушло конкурентное преимущество: раньше мы по материальной сырьевой стоимости были дешевле европейцев на 10-15%. Теперь — на 5% дороже. Планируем, что рост год к году будет в районе 10-15%. Думаю, что на продукты питания все события, в том числе мобилизация влияют гораздо меньше, чем, например, на рынок недвижимости или автомобилей».

Виталий Муравьев

Общий индикатор бизнес-климата, как сообщает регулятор, упал до уровня 2020-го. Положительная динамика, которую наблюдали с марта, сменилась негативным трендом. При этом ожидания неутешительные: на горизонте трех месяцев оценки предприятий хуже, чем были в сентябре.

“Ъ FM” попросил объяснить это предпринимателя Алексея Петропольского, у которого в России есть юридический, гостиничный и ресторанный бизнес:

«В Дубай я уезжал по рабочим делам. Но быстрее, чем я успел вернуться, в мой дом пришли два офицера, чтобы вручить повестку. Все мои ожидания на этом и закончились. Коттеджный поселок, в котором я живу, опустел на 30-40%. Из представителей бизнес-сообщества, с которыми я общаюсь, Россию покинуло почти 70%. 10-20% из них уже не планируют возвращаться обратно — они переехали, сняли квартиры на год и более, и смотрят, как можно перевести бизнес в другую страну».

Алексей Петропольский

На этом фоне ожидания роста цен вполне объяснимы: меньше предложения, ниже конкуренция, выше стоимость услуг. Впрочем, консенсус-прогноз экономистов, который регулятор проводил в середине октября, пересмотрел инфляцию в лучшую сторону: к концу 2022 года она якобы составит 12,5%, хотя прежде ждали около 13%.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский