Минпромторг предложил с 1 июня 2023 года расширить список одежды и аксессуаров, которые подлежат обязательной маркировке. Об этом пишет РИА Новости со ссылкой на проект постановления правительства, которое сейчас находится на согласовании.
Ведомство хочет распространить необходимую цифровую идентификацию более чем на 20 наименований. Среди них одежда из искусственного меха, спортивные костюмы, брюки, плащи, шарфы и галстуки.
Расширение перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке, сильно ударит по малому бизнесу, считает эксперт по правовым вопросам «Опоры России» Алексей Петропольский:
«Программа маркировки фактически охватывает все группы товаров. Начинали с электроники, потом шла обувь, теперь верхняя одежда. Фактически это план, который был продуман еще до пандемии, и постепенно Минпром, Минфин и Федеральная налоговая служба внедряют его все в новые и новые отрасли и группы товаров. Так вот дошло до верхней одежды. Но дело в том, что сейчас у малого бизнеса, наверное, наисложнейшее время, ввезти официально товары практически невозможно. А что такое маркировка? Фактически у вас контролируют заход товара на компанию либо с момента таможни, либо с момента производства. Для малого бизнеса, который сейчас ввозит всяческими кривыми путями в Россию товары, это сродни просто закрытию, банкротству, потому что ввезти легально товар на сегодня в подавляющем большинстве случаев не представляется возможным, потому что ты должен напрямую у поставщика купить «белый» товар и растаможить его по полной стоимости. Вы же понимаете, что сейчас официальные дистрибьюторы, производители на Россию ничего не отгружают и фактически растаможить и промаркировать товар будет невозможно. Единственный, кто сможет это делать, — крупные поставщики или те, кто занимается на крупном объеме параллельным импортом, но к малому бизнесу это никакого отношения не имеет. Давайте разберемся, сколько стоит маркировка. Для производителя либо дистрибьютора это установка программного обеспечения на 500 тысяч и выше, для малого бизнеса это покупка кассового оборудования порядка 30-100 тысяч рублей и полное обновление кассовых систем и прочего. Фактически это сейчас дополнительные расходы, которые неподъемны в сегодняшних реалиях».
В ноябре прошлого года Ассоциация компаний розничной торговли уже предлагала Минпромторгу расширить перечень одежды, которая подлежит обязательной маркировке. Предприниматели отмечали, что в ассортименте многих производителей, импортеров и ретейлеров есть как маркируемая, так и немаркируемая одежда. Увеличение числа маркируемых товаров, по мнению АКОРТ, позволило бы снизить долю нелегального рынка.
Идея и вправду хорошая, однако ее нужно реализовывать поэтапно, говорит основатель Института развития индустрии моды Beinopen, руководитель рабочей группы WearNet Национальной технологической инициативы (НТИ) Алексей Баженов:
«У этой программы в любом случае есть определенные сроки внедрения. Я бы их, наоборот, растянул, я бы сконцентрировался на том, что в каких-то магазинах что-то маркируется, что-то не маркируется. Пусть магазины добровольно маркируют какие-то вещи, можно какие-то бонусы за это давать, например. Я бы сконцентрировался на том, чтобы создать для малого бизнеса такие хабы с возможностями, может быть, на базе там Агентства креативных индустрий Москвы, может быть, на базе еще каких-то других историй, партнеров каких-то, на том, чтобы сделать упрощенную какую-то систему, чтобы помочь им с маркировкой, чтобы появились какие-то сервисы, обучить эти сервисы, которые будут очень легко им помогать это все маркировать. И вот сделать тебе этот процесс удобным для малого бизнеса на тех элементах, на которых сейчас это работает. Потому что боль была очень большая и для тех, кто шубы маркированные вводил в маркировку меховых изделий. И причем как бы честные бизнесы ввели, а нечестные бизнесы многие непонятно как продолжают как-то эту маркировку лепить, и они все равно остались в «серой» зоне».
Алексей Баженов, основатель Института развития индустрии моды Beinopen, руководитель рабочей группы WearNet Национальной технологической инициативы (НТИ)
В августе глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что объем паралельного импорта в Россию с момента его запуска в мае достиг почти 6,5 млрд долларов. К концу года этот показатель может вырасти до 16 млрд.
Обязательная маркировка одежды и аксессуаров началась с января прошлого года. Сейчас без нее нельзя в том числе продавать блузки, пальто, куртки, а также постельное и прочие виды белья.