Кредиты для бизнеса от 3%. Такую программу для МСП предложило Минэкономики. Речь идет о займах под инвестиционные цели. Ставка, по планам ведомства, составит 3-4,5%. Льготный период может продлиться до пяти лет.
По словам главы Минэка Максима Решетникова, предприятия смогут получить деньги на закупку оборудования, капитальный ремонт производственных помещений, запуск новых производств. Общий объем программы может составить до 50 млрд рублей до конца года. Business FM спросила у представителей делового сообщества: есть ли желание принять участие в программе, по каким ставкам банки сейчас выдают кредиты и что еще в нынешней ситуации волнует бизнесменов?
Совладелец столичной косметической компании «Смарт Бьюти» Александр Герштейн рассказывает о непростых отношениях с банками. Кредиты компания предпочитает не брать по той причине, что у предприятия нет активов, которые банки обычно предпочитают брать в залог. Поэтому условия, которые предлагают кредитные организации, для компании не подходят. Но даже в тех случаях, когда с банками удается договориться, в последний момент меняются условия, говорит Александр Герштейн:
— Почему не берем? Во-первых, поскольку у нас узкопрофильная организация, нет ничего, что можно дать в качестве залога. Наше оборудование, наши складские остатки оцениваются в копейки. Получается, что все варианты, которые нам предлагали до этого, — не вчера, а много лет тому назад, — следующие: нам надо 20 млн рублей, а 20 млн рублей практически стоит завод, потому что они не знают, что делать с этим товаром, куда деть потом самортизированное оборудование. У нас машин нет, железа, которое они потом сдать могут на металлолом, тоже нет, наши пластыри им не нужны. Поэтому как нам говорят: дадим 20 млн рублей под большую ставку, но в случае чего весь завод — наш. Владельцы компании говорят «нет». А второй вариант: даже те банки, которые к нам обращались, сначала ведут переговоры, собирают документы, а на последней встрече, когда мы должны подписываться, выставляют новые условия и новые проценты. А мы так не работаем. Мы уже устали от банков.
— Что у вас сейчас — спад, подъем? Какие проблемы больше всего волнуют, помимо общеизвестных?
— Мы в начале года разрабатываем пессимистический план, оптимистический план и просто план, к которому стремимся. В этом году план — прирост 50% за год. Если посмотреть по срезу за июль, то идем ровно по этому плану. Июль закончился точно миллион в миллион по этому средневзвешенному прогнозу.
Гендиректор компании «Акульчев», производящей одноименные кондитерские изделия, Сергей Акульчев напоминает, что согласно закону для того, чтобы считаться средним предприятием, выручка не может превышать 2 млрд рублей в год. Компания зарабатывает больше и поэтому не может рассчитывать на участие в льготных программах кредитования. В то же время бизнесмен говорит, что сейчас банки все-таки снизили ставки по коммерческим кредитам, и деньги можно взять под 11-12% годовых. Из насущных проблем бизнесмен упоминает практически полное прекращение внешней экономической деятельности, но, по словам Сергея Акульчева, компания сумела переориентироваться на внутренний рынок.
«Есть некая проблема, что, когда [зарабатываешь] больше 2 млрд рублей, ты выпадаешь из среднего и до крупного тебе еще как до Луны пешком и вне поддержки, то есть выживаешь. У нас помогают либо очень маленьким, либо очень сильным, а для остальных считают, что, ребята, вы уже умеете плавать, давайте, гребите, как можете. Когда эта операция началась, взмыло все вверх, и там было 20%+ ставки, сейчас они успокаиваются, сейчас банки предлагают деньги по ставке около 11-12%, то есть это уже более-менее земная ставка, с ней уже работать можно. Отвалился практически весь ВЭД, осталось только ближнее зарубежье — Белоруссия, Казахстан, остальные отваливались. В этом есть трудность, но мы быстро переориентировались на российский рынок, и сейчас вроде как все хорошо. Просьба только, если государство будет пересматривать, нацелится на производителей, наша же сила не только в наших ресурсах, но и в том, что мы потом из этих ресурсов можем произвести полезные продукты, вещи, все-таки расширить перечень программ и убрать эти лимиты, чтобы бизнес немного крупнее среднего тоже мог развиваться».
Сергей Акульчев, генеральный директор компании «Акульчев»
Алексей Петропольский, генеральный директор юридической компании «Юрвиста» и совладелец московской гостиницы «Чемодановъ», говорит, что попасть в льготную программу ему довольно сложно. Это связано с требованиями, которые выдвигают банки. Они касаются залога и поручительства. Но при этом предприниматель пользуется таким продуктом, как овердрафт, одалживая у банков деньги на небольшой срок и по ставке в 25%. Что же касается новой программы, то Алексей Петропольский считает, что было бы целесообразным увеличить срок кредитования.
— 3,5-4% — это абсолютно нормальная ставка, вопрос лишь в том, что между предпринимателем и корпорацией МСП стоит такой же коммерческий банк, который просчитывает риски. У меня гостиница в центре Москвы, частично чеки бьются от ИП, частично от ООО, такая разрозненная бухгалтерия, дабы экономить на налогах. Фактически, когда мы подаем документы в банки на получение субсидированных кредитов, мы выглядим как заемщик не очень, и банки требуют поручительство и залоги как учредителей, так и третьих лиц, которые готовы были бы поручиться за нас. У нас с этим проблемы есть, и взять кредит мы не можем, то есть программа есть, но требования настолько жестокие, что фактически нам это недоступно, так как мы высокорисковый клиент для банка. Хотя под 3-4% деньги взять было бы идеально, и вопрос только в сроках. Чтобы перезапустить бизнес и нормально развить, нужно давать минимум на семь лет, а лучше на десять или 15, если говорим о масштабном вложении, а тот же гостиничный бизнес, логистика, складское оборудование — это все высококапитилизированные бизнесы, куда нужно вкладывать в течение года-двух и отбивать в течение пяти лет, это минимум.
— Обращались в последнее время за кредитными продуктами в банк и по каким процентам?
— Мы брали овердрафтовые кредиты, то есть по остатку на счете дают возможность пользоваться сверх лимита деньгами с расчетного счета, там ставка порядка 25%, это такие деньги, которые берешь перехватить на месяц, два, закрыть текущие платежи и с выручки их опять перезакрыть.
Компания бизнесмена из Санкт-Петербурга, который попросил представить его в эфире по имени Никита, занимается доставкой грузов на пароме. По словам предпринимателя, компания сейчас не берет кредиты в банках. Раньше были покупки техники в лизинг, но после начала спецоперации иностранные лизинговые компании попросили расплатиться, что компания и сделала. Что касается насущных проблем, как говорит предприниматель, их две. Первая связана с трудностями при оплате. Вторая с тем, что из-за санкций в Европу нельзя поставлять целый ряд товаров.
— Не кредитуемся, когда-то был лизинг от Volkswagen, еще от кого-то, но сейчас это все стало по нереальным процентным ставкам. Нам повезло, что к моменту начала всей этой истории у нас было практически все выкуплено, пришли письма из лизинговых компаний, что рекомендуем вам закрыть лизинги, и мы это сделали, поэтому сейчас живем за счет собственных средств, за счет оборотных средств иностранных партнеров.
— Что у вас сейчас — спад, подъем?
— Проблемы две. Первая — это проблема оплат, потому что мы сталкиваемся с ситуацией, когда клиенты не могут заплатить, если у них основная часть затрат лежит на заграничной перевозке, они находятся в России, и они не могут оплатить в Европу за фрахт. Вторая проблема — вступил в силу пакет санкций, с 10 июля из России практически перестали что-либо отправлять, экспорт резко провалился, мы возвращаемся в 2004-2005 годы, когда экспорта из России нет, а тот, что есть, на него тарифы смешные, потому что на десять европейских машин, которые находятся в России, один груз есть, цена сильно падает, но при этом несанкционные импортные товары начали снова ехать, западные партнеры поняли, что новых санкций нет, что это можно возить, начинается очень слабый, но рост объема перевозок в импорте, а машины отсюда, которые приезжают с этим импортом, уезжают ни с чем. Ставки на импорт растут, на экспорт падают, экспорта мало, многим перевозчикам приходится уезжать отсюда пустыми, как-то работаем, я не могу сказать, что все очень хорошо, но и не могу сказать, что все очень плохо.
В «Сбере» сообщили о начале с 9 августа приема заявок от бизнеса на инвесткредитование по новой программе для МСП.