Как изменится сеть с приходом новых владельцев
Сеть Starbucks в России официально перешла к новым собственникам. Один из них — Тимур Юнусов, более известный как рэпер Тимати — сообщил об этом в соцсетях. Он пообещал сделать из американских кофеен продукт иного уровня и обойтись «без чудовищного ребрендинга». Вместе с музыкантом развивать бизнес будет ресторатор Антон Пинский. Сумму и другие детали сделки Юнусов не уточнил. По оценке экспертов «Infoline-Аналитики», сеть, скорее всего, продали с большим дисконтом — примерно за 700 млн руб.
Кофейни под новым названием должны открыться в течение ближайшего месяца. Согласно данным «Спарк», помимо помещений покупателям также перешло все оборудование и мебель, которая осталась в заведениях. Видимо, кроме этого ничего не будет напоминать будущим посетителям прежний Starbucks, считает владелица био-бистро «Циники» Жанна Шпагина.
По ее мнению, сеть потеряет клиентов, которые приходили в кофейни за особой атмосферой:
«Starbucks — прежде всего, бренд, так же как и McDonald’s. Мы уже видели, какая ситуация произошла с последним. Не очень хорошо получилось даже при условии, что они полностью отдали все стандарты. У McDonald’s была действительно хорошо прописана франшиза, все процессы до запятой понятны и прозрачны. В кофе Starbucks нет ничего уникального. Если вы хотите получить вкусный напиток, вы пойдете в specialty-кофейни. Starbucks — это просто легенда. Первое время будет поток людей, которым интересно, любопытно, они попробуют и все. Аудитория придет один раз посмотреть, что сделали Тимати с Пинским, и вряд ли пойдет еще раз. Следующая волна — это те люди, которые привыкли приходить в эти места, которые работают рядом, кто ходит в эти торговые центры по проторенной дорожке, потому что им так удобнее».
Антон Пинский — владелец заведений высокого ценового сегмента в Москве и Санкт-Петербурге, например, Avocado Queen и «Магадан». Он также известен как главный партнер ресторатора Аркадия Новикова. Рэпер Тимати в 2016-м запустил сеть закусочных Black Star Burger.
Владелец сети Take & Wake Алексей Петропольский предполагает, что Starbucks под новым руководством превратиться из кофейни в кафе или полноценный ресторан:
В июне торговые центры сообщили о желании повысить арендные ставки для заведений «Вкусно — и точка». Как писал “Ъ FM”, владельцы площадей предоставляли более выгодные условия McDonald’s по сравнению с другими ресторанами общепита из-за высокой посещаемости. А теперь после ребрендинга арендодатели опасаются, что поток клиентов упадет.
Новым владельцам сети Starbucks, скорее всего, наоборот, пойдут навстречу и даже снизят ставки на первое время, считает президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко: «Поднять арендную плату несложно. Выдержит ли такую денежную нагрузку новый владелец — это другой вопрос. Есть же показатель — доля арендной платы в обороте точки. Если она более 20%, это уже становится критично для арендатора.
Поэтому я думаю, что оставить ее такой, как она была при Starbucks, это уже неплохо. Мой прогноз, что на первом этапе, пока сеть будет восстанавливать работу после длительной приостановки, сначала пройдут переговоры о том, чтобы включать какой-то step rent — сначала снижение стоимости, потом постепенное повышение до прежнего уровня».
Американская корпорация Starbucks объявила об уходе из России в мае этого года. У компании было 130 кофеен по всей стране, в них работало около 2 тыс. человек. Первая открылась в Москве в 2007 году. Согласно отчетности компании, в прошлом году выручка Starbucks в России выросла на 42% и превысила 5 млрд руб., а прибыль составила почти 200 млн руб.