«Общая беда — избыточное регулирование: бизнес — о новых указах Владимира Путина на ПМЭФ

Президент предложил отказаться от проведения большинства проверок российского бизнеса. Также он заявил о необходимости декриминализации некоторых экономических преступлений. Насколько это реально?

Владимир Путин в своей речи на пленарном заседании ПМЭФ отметил, что в нынешней ситуации бизнесу нужно больше свобод. После введения моратория на проверки количество нарушений со стороны предпринимателей снизилось. Поэтому, считает президент, есть основания сделать еще один кардинальный шаг — навсегда отказаться от проверок российского бизнеса. Речь идет о предприятиях, деятельность которых не связана с высокими рисками причинения вреда. Путин подчеркнул, что бизнес нужно мотивировать, а не принуждать к соблюдению норм и требований.

Также, по его словам, нужно «аккуратно подойти» к декриминализации некоторых экономических преступлений, а также изменить понятия «крупного» и «особо крупного» ущерба с учетом инфляции. Президент попросил кабмин и Верховный суд до 1 октября подготовить поправки о пересмотре оснований для заключения под стражу бизнесменов.

Верит ли в эти меры само сообщество?


Генеральный директор юридической компании «Юрвиста», эксперт по правовым вопросам «Опоры России» Алексей Петропольский:

— Сейчас [указы] надо либо принимать, либо от бизнеса ничего не останется. Внутреннее ощущение, что ситуация доведена до накала и предела. Все, что мы слышали, мы уже и до этого слышали. И при другом правительстве слышали. Но реальных мер, если мы говорим о долгих кредитах по льготной ставке без залогов и поручителей или о декриминализации экономических статей, прекращении закрывать в СИЗО предпринимателей, — разговоры об этом уже давно идут, но фактически ничего не сделано. Количество уголовных дел только росло в последнее время по экономическим статьям. Вопрос остается открытым, но именно сейчас его нужно решать, как никогда. Я думаю, что сейчас уже до правительства спустят [распоряжения] до какой-то конкретики, и эти инициативы превратятся в реальные законы и распоряжения.

Советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов:

— В истории страны был период, когда действительно был сделан шаг в сторону радикального облегчения условий ведения бизнеса. Это так называемый период нэпа. Поэтому если будет осуществлено дерегулирование примерно такого масштаба, не исключено, что российская экономика получит некоторый импульс к развитию, сопоставимый с тем, который был достигнут в далекие 20-е годы [прошлого столетия]. Но будет это на самом деле или же дело ограничится заявлениями, на этот вопрос ответит только время.

— Отсрочку страхового взноса для бизнеса затронул президент. Насколько это реально сейчас, как это может выглядеть и есть ли подводные камни?

— С точки зрения бюджета даже солидная отсрочка по страховым взносам не является большой проблемой, потому что большие поступления от экспорта на фоне упавшего импорта создают неплохие возможности для наполнения бюджета. Но достаточно ли только этой меры? Большой вопрос. Потому что общая беда, от которой страдает весь российский бизнес, — это избыточное регулирование. Если действительно снять регулятивную нагрузку, особенно в контексте проверок, это было бы достаточно сильным стимулом для российского бизнеса. Забавно, но во многих, даже традиционно склонных к формализму странах, допустим в Германии, количество проверок, которым подвергается бизнес, гораздо меньше. Поэтому там, где это возможно, было бы хорошо. Но в отечественной практике это настолько редкое явление, что, как говорится, свежо предание, а верится с трудом.

— Все-таки нет впечатления, что, в отличие от прошлых лет, в условиях санкций просто выбора нет у властей — придется дать больше свободы для развития бизнеса?

— Особенность текущего момента заключается в том, что российская экономика попала в ситуацию, когда она просто вынуждена структурно сильно перестраиваться. Поэтому полностью исключить этого нельзя. Но большая часть людей, которые видели генезис российского бизнеса, всегда испытывают определенный скепсис. И это тот случай, когда дай бог, чтобы этот скепсис не оправдался.

Президент Всероссийского союза страховщиков, член РСПП Игорь Юргенс:

— Со страховыми взносами надо еще разбираться, потому что внесен закон и, по-моему, даже принят в первом чтении — по поводу страховых взносов на обязательное медицинское страхование, социальное страхование и пенсионное страхование. Заявление о том, что эти взносы будут сокращены, с одной стороны, вызывает энтузиазм у бизнеса. С другой стороны, кто тогда будет платить за всю эту социальную нагрузку. Давайте поставим пока многоточие. Любое снижение взносов — это высвобождение некоторой части прибыли для инвестирования или распределения по дивидендам. Безусловно, это будет приветствоваться любым бизнесменом, но я не совсем понял, если честно, о каких взносах идет речь.

— Следующий пункт. Отказаться от большинства проверок российского бизнеса.

— Этот пункт мы слышим с 2002 года. В 2000 году похожее тоже звучало: «Руки прочь от российского бизнеса». Но совершенно точно с 2002 года в каждом послании Федеральному собранию, на любых больших пресс-конференциях президента это звучит. Пока ничего не получается. Давайте будем ожидать наконец-то прорывного движения: отстаньте от бизнеса, сократите проверки и отмените их вообще.


Выступление президента на ПМЭФ продолжалось больше трех часов. Основная часть была посвящена последствиям мирового кризиса, санкциям и смене геополитической обстановки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский