Рекламные вывески подгоняют под российские стандарты

Насколько серьезно смена латиницы на кириллицу повлияет на имидж брендов

В Госдуме хотят запретить рекламные вывески на иностранном языке. При этом предприниматели говорят, что такая мера станет катастрофой для российского бизнеса. Спикер нижней палаты Вячеслав Володин сообщил, что законопроект уже рассматривают в правительстве. Над документом работала глава комитета по культуре Елена Ямпольская. Она назвала вывески на латинице «дурновкусной модой» и призвала создавать «национальную языковую среду». При этом российские предприниматели, опрошенные “Ъ FM”, отмечают, что переход на русскоязычные вывески грозит миллионными издержками и оттолкнет потребителей, привыкших к знакомым логотипам. С подробностями — Александр Мезенцев.

Согласно мнению главы думского комитета по культуре, в изобилии вывесок на английском есть нечто «плебейски неуважительное к своей стране и к своему родному языку». По словам Елены Ямпольской, латиница в рекламных объявлениях в центре Москвы встречается чуть ли не в полтора раза чаще, чем русский язык.

Причем иногда выбор в пользу иностранных названий действительно осложняет жизнь для потенциальных клиентов российских компаний, признается президент TWIGA Communication Group Александр Оганджанян:

«Иногда бывает так, что людям сложно разобраться, как читаются какие-то слова, и большие международные бренды совершенно спокойно писали себя кириллицей и как-то не очень страдали от этого. Они понимали, что если ты пришел в эту страну, то нужно играть по правилам этой страны. Необходимо просто хорошо поработать с дизайнерами, со шрифтами, чтобы сохранять какие-то особенности бренда, которые нельзя терять при переводе на другой язык или шрифт».

Бороться с англицизмами хотят не только в Госдуме. В мае Госсовет Крыма предложил вовсе отказаться от изучения английского языка в школах. А о «засилье» иностранных названий в ритейле говорил еще и глава Минпромторга Денис Мантуров. В качестве ответной реакции в Wildberries, например, не исключили, что переименуют компанию.

Правда, для некоторых предпринимателей латиница — это все же принципиально важный момент, отмечает владелец компании Mr. Doors Максим Валецкий:

«Я не думаю, что сам бренд сильно пострадает. Это далеко не первая попытка. Во времена Лужкова мы тоже переделывали все на русский, что мне никогда не нравилось, потому что буква «Д» совершенно отвратительно выглядит, у нее ужасное графическое написание. Если вы обратите внимание, нет никаких больших русских брендов с этой буквой».

Другой вопрос, помимо эстетического: насколько серьезно смена латиницы на кириллицу повлияет на имидж бренда? Собеседники “Ъ FM” отмечают, что, к примеру, российские Natura Siberica, Divage или Melon Fashion Group вложили сотни миллионов рублей в узнаваемость своих брендов. Переименование буквально обнулит все приложенные до этого усилия, соглашается генеральный директор сети магазинов Finn Flare Ксения Рясова:

«Это очень больная для нас тема, потому что наша компания работает в России с 1972 года. Перевозка в закрытых секциях ГУМом Finn Flare осталась в памяти старшего поколения. В 1997 году я вернула эту марку в Россию вместе с прежним хозяином Раймо Аалтоненом. А сейчас получается, что все инвестиции, которые шли много-много лет на бренд, исчезают, и все надо начинать с нуля? Это просто катастрофа, это разрушение всего того, что мы выстраивали 57 лет».

В Госдуме, правда, не исключают, что сами названия, защищенные торговыми марками, сохранить все же разрешат. Англицизмы потребуют убрать из всего остального неохраняемого контента — пояснений на баннерах. Правда, даже это не отменит серьезных издержек на оптимизацию наружной рекламы, отмечает владелец сети кофеен Take & Wake Алексей Петропольский:

«Это, конечно, ужасная идея, потому что в результате возникнут дополнительные издержки. Конкретно в нашем случае это 50 точек общепита, у которых каждая вывеска будет стоить минимум в районе 100 тыс. руб., то есть в конечном итоге вы получите 5 млн руб. С текущими выручками, динамикой того, куда мы движемся, это непозволительная роскошь, которая обяжет нас залезть в какие-то абсолютно ненужные кредитные истории. Особенно для тех, кто занимался средним бизнесом, кто регистрировал товарный знак, это обернется потерями в сотни миллионов рублей».

Как считают в Думе, на смену вывесок бизнесу нужно выделить время — примерно год-два. Но затем за каждое нарушение предпринимателям начнут выписывать штрафы. Правда, собеседники “Ъ FM” сомневаются, что новые взыскания хорошо сочетаются с обещанной президентом максимальной экономической свободой для бизнеса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский