Какой может быть новая экономическая модель России?

Экономическая ситуация в России сложная и заставляет «отказаться от косметических изменений и кардинально менять правила игры». Такое мнение высказал отечественный бизнес. Мы решили смоделировать, какой может быть новая экономика России.

Правила игры

«Мониторинг текущего состояния бизнеса в России», подготовленный Институтом экономики роста им. Столыпина и аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, показал, что у бизнеса есть запрос на перемены. 56,4% отечественных предпринимателей из 6000 опрошенных считают, что России нужна новая экономическая модель.

«В пандемию мы падали, – рассказал «Абзацу» предприниматель, генеральный директор юридической компании Алексей Петропольский. – Сейчас, после спецоперации, мы просто стремительно падаем вниз. Но это будет, я думаю, в ближайшие пару лет, а потом будет рост. Мы оттолкнёмся. Чем ниже на дно ушёл, тем сильнее сможешь оттолкнуться и взлететь».

В целом у бизнеса позитивные ожидания относительно будущего российской экономики. О том, что «перспектив нет», заявили только 4%.

«Есть хороший экономический потенциал, – считает генеральный директор компании по кибербезопасности Андрей Голов. – Это как ситуация с импортозамещением. Все же считали, что мы сдохнем, а это, наоборот, даёт толчок к развитию отраслей экономики. Из-за этих санкций наши недруги поимели совершенно противоположный смысл. Мы начали развиваться от безысходности, потому что надо существовать, поэтому я верю в развитие».

Под «сменой правил игры», отечественные предприниматели в первую очередь подразумевают снижение административной нагрузки, а также создание более предсказуемых условий ведения бизнеса. Например, стабилизация курса рубля, который может за день сходить сразу на 10% вверх и вниз.

Старые грабли

Впрочем, это всё меры «косметические». В условиях санкций российской экономике требуется полная перепрошивка. До 24 февраля модель экономики была ориентирована на Запад: на экспорт уходили природные ресурсы, а иностранная валюта, полученная от их продажи, направлялась в валютные резервы.

«С помощью бюджетного правила Минфин и Центральный банк манипулировали курсом рубля, искусственно его ослабляя, – рассказал «Абзацу» финансовый аналитик Дмитрий Голубовский. – Все эти годы финансовые власти накапливали резервы – те самые, что в итоге у нас отобрали».

Это обстоятельство стало главным поводом для критики сторонников другой модели развития. Вместо того, чтобы насыщать российскую экономику и пойти на строительство дорог, школ, детских садов, индексацию пенсий, пособий и зарплат бюджетников, около $400 млрд утекло мимо, а теперь и вовсе может быть бесповоротно украдено «недружественными» странами.

«Все эти годы наши денежные власти субсидировали экспортёров сырья за счёт доходов населения, – написал в своём телеграм-канале министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев. – Тем самым они обеспечивали сырьевым экспортёрам сверхприбыли, которые вывозились в офшоры, а реальные доходы населения уже 10 лет не растут, как и внутренний спрос».

Старую модель экономики можно охарактеризовать как движение сверху вниз. Логика была следующая: сначала мы соберём много налогов, правильно их распределим и в результате повысим благосостояние населения. Однако такой подход показал себя несостоятельным.

«В России самые высокие налоги в мире, – заявил «Абзацу» финансовый аналитик Вячеслав Зайченко. – Если объединить все налоги – открытые и скрытые, – то они будут запредельными. Все ждут снижения налогов хотя бы в два раза для перестройки российской экономики на новые рельсы».

По словам Вячеслава Зайченко, Россия больна двойной, а то и тройной накруткой налогов. Например, налог на добавленную стоимость. При производстве хлеба НДС платится несколько раз: при покупке зерна, муки, буханки хлеба.

«Автомобильный налог снимается с человека шесть раз, – продолжает Вячеслав Зайченко. – Это налог за покупку машины, оплату бензина, транспортный налог, имущественный налог, страховка, а ещё есть пошлины, акцизы и т.д.».

Перепрошивка экономики

Есть другая, противоположная модель развития экономики, когда движение идёт снизу вверх. Во главе её – благосостояние населения. Упрощённо схема выглядит так: налоговая нагрузка снижается – у человека появляются деньги – он идёт и покупает сапоги – у фабрики образуется прибыль, из которой платятся налоги, на которые реализуются социальные программы.

«Самое главное – это благосостояние наших граждан, – уверен Алексей Петропольский. – Очень важно, чтобы оно росло. Без государства мы никак не справимся. Надеемся, что оно услышит бизнес и поймёт, что нужно сделать, чтобы экономика росла».

По мнению Сергея Глазьева, пока меры поддержки населения недостаточные:

«Вместо того, чтобы выстраивать систему мер по повышению благосостояния граждан, они впадают в ловушку краткосрочных простых мер по борьбе то с показателями инфляции, то теперь – с показателями ослабления курса рубля. Ориентация на краткосрочные эффекты макроэкономической стабилизации всё глубже загоняет нашу экономику в стагфляционную ловушку».

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОПОЛЬСКИЙ

А есть ли потенциал роста?

Внешние условия, как это ни удивительно, способствуют росту отечественной экономики. Сейчас мир погружается в состояние т. н. «идеального шторма», что подразумевает редкое сочетание неблагоприятных факторов, в результате которого их суммарный негативный эффект существенно возрастает. У России есть шансы не просто выплыть, но и стать выгодоприобретателем всей этой ситуации.

В 2022 году сходятся воедино четыре кризиса: энергетический, продовольственный, долговой и финансовый.

  • Энергетический кризис. Россия богата нефтью, газом и углём. И сейчас Россия довольно успешно монетизирует это своё преимущество. В 2022 году, как ожидает Министерство финансов, казна получит до 1 трлн рублей нефтегазовых допдоходов.
  • Продовольственный кризис. В 2021 году отечественный агроэкспорт достиг $37,1 млрд. Основной объём приходится на пшеницу. Британская The Times заявляет о победе России в битве за контроль над пшеницей в мире. По мнению издания, к 2024 году планы президента Путина увеличить с/х экспорт на 50% будут реализованы.
  • Долговой кризис. Бесконтрольная эмиссия (выпуск денег) в развитых экономиках дала о себе знать колоссальными цифрами госдолга, растущей инфляцией и циклом ужесточения денежно-кредитной политики, сдерживающей рост. Долговая нагрузка в России составляет 17,8% долга к ВВП. Для сравнения, у США – 128%, у Японии – 266%.
  • Финансовый кризис. Заморозка российских валютных резервов резко снизила доверие к доллару. Доверие к российской валюте, наоборот, растёт. Доля нацвалют в расчётах внутри ЕАЭС достигла 75%, а расчёт «газ за рубли» уже стала притчей во языцех.

Вместо послесловия

Россия может извлечь прибыль из кризисных ситуаций, которые затрагивают ведущие мировые экономики. Важно выбирать стратегически верные, выверенные шаги при взаимодействии с западными «партнёрами».

Однако ещё важнее развивать и укреплять экономику внутри страны. Пресловутые импортозамещение, укрепление роли рубля, снижение административного давления и налогового бремени – лишь инструменты. Начинать нужно с полноценной программы развития отечественной экономики, которую, как хочется верить, ждёт настоящая перепрошивка.

При верно выбранном курсе мы можем стать главными бенефициарами ситуации. Как любят говорить китайцы, любой кризис – это, с одной стороны, опасность, а с другой – возможности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский