Рублевые договоры могут запретить привязывать к доллару

Договоры с валютной привязкой используют на сырьевых рынках, в сфере недвижимости, банках, но их доля совсем незначительна, подчеркивают эксперты

Договоры с валютной привязкой используют на сырьевых рынках, в сфере недвижимости, банках, но их доля совсем незначительна, подчеркивают эксперты

Все договоры с привязкой к валютам или мировым товарным индексам могут стать вне закона в России. В правительстве разработан законопроект, изменяющий соответствующие статьи Гражданского кодекса, пишут «Ведомости».

А по сведениям РБК, законопроект уже согласовал Минфин. Там объясняют, что это необходимо для развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.

Договоры с валютной привязкой используют на сырьевых рынках, в сфере недвижимости, банках. Кого это коснется? Объясняет генеральный директор юридической компании «Юрвиста», эксперт по правовым вопросам «Опоры России» Алексей Петропольский:

«У нас огромное количество товаров и услуг привязываются к цене валюты, в сегодняшнем моменте это только усложнит ведение бизнеса, принимать в сегодняшних реалиях данный закон ни в коем случае нельзя. Мы и так не можем друг другу платить в долларах внутри страны, но когда твоя продукция завязана на составляющих, как правило, прописывается отдельной оговоркой, пунктом, что на день оплаты по курсу ЦБ плюс процент. Такие валютные риски приведут к тому, что огромное количество компаний в такие моменты, как сейчас, будет банкротиться. В первую очередь это все, кто занимаются товарами по внешней экономической деятельности, то есть ввозят импортные товары. У них у всех абсолютно прописаны в долларе контракты даже между контрагентами, то есть расчеты идут в рублях, национальной валюте, но привязка на день оплаты происходит путем виртуального обмена для того, чтобы посчитать, сколько конкретно человек должен. Когда дистрибьютор уже продает здесь, на территории России, он прописывает все контракты в рублях, но все равно привязывает их к валютной составляющей».

Алексей Петропольский

Запрет — мера избыточная, считает советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов.

«На практике это актуально для гораздо менее 1% всех хозяйственных операций. Массовый случай — валютная ипотека. Поэтому, на мой взгляд, данное усилие выглядит слишком избыточным, введение вот такого массового запрета. С одной стороны, почти бесполезно, поскольку предмет запрета сам по себе является редкостью, с другой стороны, тем немногим бизнесам, которым эти контракты действительно нужны, будут созданы совершенно ненужные трудности. Простейший способ учета валютного риска — это если предприятие опасается сильных движений курса рубля, то длительность своего контракта имеет смысл ограничить, то есть зафиксировать цену, но поставить небольшой срок, чтобы за это время вероятность сильного изменения курса валют была достаточно умеренной. Но есть довольно много инструментов долгосрочного хеджирования, в том числе средствами, которые вполне торгуются на фондовой бирже: это фьючерсы, это опционные контракты, которые, кстати, изначально придуманы были как раз для страховки в том числе такого типа рисков. И технически использовать именно такие биржевые инструменты для страхования рисков, партнеров, экспортеров — это нормальная международная практика».

Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие инвестиции»

Эксперты по гражданскому праву раскритиковали инициативу, так как она лишает продавцов механизма страхования рисков и может сделать договоры убыточными. Отмена валютной привязки может также привести к необходимости полной предоплаты товаров и к отказу от долгосрочных контрактов.

Насколько это целесообразно? Рассуждает советник коллегии адвокатов «А2» Татьяна Левкина:

«Есть ряд принципов, на которых строится гражданское законодательство, и одним из них является свобода договора. Она может быть ограничена только федеральным законом, и, как я понимаю, сейчас такое ограничение вводится. На мой взгляд, это нецелесообразно. Сейчас пытаются, возможно, под прикрытием интересов тех же граждан, компаний, решить больше политические вопросы. Но если мы говорим про внутренний рынок, подобное ограничение скажется, на мой взгляд, очень негативно, и в дальнейшем такие механизмы будут приводить к тому, что от свободы договора у нас в стране ничего не останется, а это не есть хорошо. Документ, сделанный на коленках, и качества будет не очень хорошего. Очень большой сектор был закрыт из-за санкций, но тем не менее есть другие страны, с которыми необходимо налаживать деловые отношения и с которыми необходимо оперативно возобновлять какие-то поставки для того, чтобы найти новые логистические пути замены тех товаров, продукции, которые находятся под санкциями. Допустим, будет небольшой коллапс на внутреннем рынке, это тоже не очень здорово и не очень прогнозируемо».

Татьяна Левкина советник коллегии адвокатов «А2»

Если законопроект будет принят, запрет коснется не только новых контрактов, но и уже заключенных. Эксперты по гражданскому праву раскритиковали инициативу, так как она лишает продавцов механизма страхования рисков и может сделать договоры убыточными. Отмена валютной привязки может также привести к необходимости полной предоплаты товаров и к отказу от долгосрочных контрактов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский