Бизнес урезает затраты

Как руководители компаний оптимизируют работу в условиях кризиса

Как руководители компаний оптимизируют работу в условиях кризиса

Малый бизнес сокращает штат сотрудников и необязательные расходы. 80% предпринимателей оптимизировали затраты из-за падения объема продаж, следует из результатов опроса Аналитического центра НАФИ. Большая часть компаний снизила расходы на сотрудников — 27% респондентов уволили часть персонала, а четверть урезали зарплаты. За март резко снизилось число публикуемых вакансий по нескольким направлениям. В частности предложений стало меньше в сфере науки и образования в три раза, а в IT и телекоммуникациях на 56%, подсчитали в сервисе SuperJob. Какие еще решения принимает бизнес для выживания в период кризиса? Разбирался Александр Мезенцев.

Теперь никаких социальных пакетов, премий и бонусов до лучших времен. Больше четверти компаний в целях оптимизации расходов отменили систему мотивации. 22% перевели сотрудников на удаленный режим работы, отметив, что такая мера помогает сэкономить на аренде офиса и оплате коммунальных платежей.

Но когда переводить на дистанционку уже некого, приходится следить за всеми тратами. Гендиректор юридической компании Urvista Алексей Петропольский рассказал, что он решил не только уволить сотрудников, но и сократить затраты на содержание офиса: 

«На сегодняшний момент выручка упала примерно на 30%. Мы были вынуждены уволить часть персонала. Приходится экономить на всем: от закупки туалетной бумаги до закупки воды в офис, в переговорных теперь нет воды и сахара. У нас было четыре офис-менеджера, а остался один. Из пяти курьеров оставили только троих. Но на линейном персонале мы пока не экономили»

Самыми популярными мерами стало сокращение расходов на IT, рекламу и маркетинг. К такому решению пришли 37% опрошенных НАФИ представителей малого и среднего бизнеса.

Однако из-за ухода иностранных рекламодателей с рынка пространства для российских брендов стало больше почти в три раза. На этом фоне в Finn Flare увеличили бюджет на промоакции. А вот некоторыми сотрудниками пришлось пожертвовать, рассказала генеральный директор ритейлера Ксения Рясова:

«Мы договариваемся с арендодателями, чтобы меньше платить, сокращаем часы у сотрудников на 30%. Рекламу, наоборот, увеличили. Из-за ухода ряда компаний с российского рынка можно как-то более весомо прозвучать в медийном пространстве».

Проблемы у бизнеса возникают на фоне геополитической ситуации. Санкции, разрыв логистических цепочек, нестабильный курс доллара — все это вынуждает корректировать и цены на продукты и услуги, и смету расходов.

Собеседники “Ъ FM” отмечают, что иногда приходится оптимизировать траты не из-за подорожания сырья или его доставки, а из-за снижения спроса. Покупатели все меньше интересуются не жизненно важными продуктами.

Цветочные магазины, например, начинают отказываться от курьеров и самостоятельно доставляют букеты, говорит владелица группы компаний «Королевские Оранжереи» Ирина Роговцева:

«Мы отказываемся от любых лишних расходов. Это сейчас касается и доставок, и развозов, закупки канцелярии. Раньше мы даже не задумывались, сколько нам этого надо, сейчас четко считаем. Сократили количество бухгалтеров, мы ушли на аутсорс, решили вопросы с доставками среди своих дружественных таксистов, плюс собственные силы»

Многие предприниматели стараются адаптироваться под новые условия. От западных поставщиков переходить к китайским или российским. В частности туристическая отрасль сосредотачивается на внутренних направлениях.

Гендиректор туркомпании «Роза Ветров» Мария Свиридова рассказала, что сотрудников не увольняли и в период пандемии, а сейчас для оптимизации думают о привязке зарплаты к результатам продаж:

«У нас очень профессиональный состав, поэтому “схлопываться” каждый раз, когда наступают трудности, я считаю неправильным. Зарплата состоит из постоянной составляющей — оклада — он не уменьшается, и процента от сделок, которые прошли через данного специалиста. При этом если раньше продавались дорогие путевки в ОАЭ, то сейчас это менее дорогой Калининград или Дагестан. Из-за этого и уменьшается доход сотрудников».

К концу 2022 года количество рабочих мест может сократиться на 2 млн, об этом ранее сообщал “Ъ FM”. Из-за этого уровень безработицы в стране вырастет с нынешних около 4% до почти 8%.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский