Эта инициатива стала ответом на предложение ФАС сетям проработать механизм «ответственного ценообразования». Как это скажется на производителях и на магазинах при текущей высокой инфляции?
X5 Group, «Магнит» и «Бристоль» сообщили ФАС, что до конца года установят в своих магазинах наценку на социально значимые продукты в размере не более 10%.
Эта инициатива стала ответом на предложение антимонопольного ведомства сетям проработать механизм «ответственного ценообразования», сообщает газета «Коммерсантъ».
Речь идет о более чем 20 категориях базовых товаров, в числе которых мясо, вермишель, овощи из «борщевого набора», хлеб, молоко, масло, яйца и гречневая крупа.
В сообщении Х5, куда входят «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик», которое холдинг прислал Business FM, говорится, что «компания сформировала специальную методику по ценообразованию товаров первой необходимости, которая позволит обеспечить их доступность для покупателей и сдержать рост цен на продукты питания».
«В 2021 году мы увидели достаточно высокий уровень инфляции, который беспокоит и нас, и правительство. В рамках активной совместной работы с ФАС мы приняли решение добровольно ограничить максимальную наценку на товары первой необходимости на уровне не более 10% на период до конца текущего года. Наша инициатива охватит около 200 наименований товаров базовой потребительской корзины».
Антон Карпов руководитель управления внешних коммуникаций сети «Магнит»
По данным Росстата, в прошедшем году средняя надбавка на базовые товары в сетях не превышала 16%. Насколько добровольная верхняя планка в 10% окажется безболезненной для ретейла? Мнение руководителя бюро по защите прав предпринимателей «Опоры России», руководителя юридической компании Urvista Алексея Петропольского:
«Сети сейчас просто пытаются успокоить Федеральную антимонопольную службу, потому что президент четко дал понять, что на товары первой необходимости нельзя повышать цены так быстро. У меня нет доверия крупным сетям, потому что они последние соки высасывают из производителей. Дело в том, что есть огромное количество реферальных бонусов, которые производитель постоянно должен выплачивать. Банальный пример — место на полке. Сейчас скажут, что не наценивают товар, но за место на полке ты должен сделать обратный возврат 40% от стоимости твоего товара, иначе тебя просто выставлять не будут и поставят конкурента. И таких вариантов, как зарабатывать именно сетям, огромное количество. Производитель останется в своей же самой минимальной наценке и будет вынужден просто как-то поднять цены на товар, чтобы сети смогли показать ФАС, что они выполнили номинально закон, а фактически производитель все равно будет платить. Мы сейчас получим ровно обратную ситуацию. Ну да, будут сахар, соль, яйца продавать с 10-процентной наценкой, к чему это приведет? Малые сети, которые представлены в регионах, допустим, пять-десять магазинов, практически не могут конкурировать с сетями X5 Retail Group или «Магнит». И это не десятки рабочих мест, это десятки тысяч рабочих мест, которые будут постепенно закрываться».
Алексей Петропольский руководитель бюро по защите прав предпринимателей «Опоры России», руководитель
юридической компании Urvista