Как отельеры относятся к возможному изменению правил работы
Владельцы отелей опасаются рекордных убытков в случае введения системы QR-кодов. Сейчас такой сценарий представляется неизбежным, рассказали “Ъ FM” владельцы гостиниц в Москве и Петербурге. При этом, по их подсчетам, полностью привиты сейчас не более 5% постояльцев. На днях отели в Краснодарском крае, по требованию властей, уже начали принимать туристов по ПЦР-тесту. С 1 августа заселиться смогут только привившиеся, а от остальных потребуют вакцинироваться в течение трех дней после заселения. В московских кафе аналогичные меры уже привели к потере до 90% трафика. Что ждет гостиничный бизнес? Выяснял Владислав Викторов.
Первые дни работы с ограничениями прошли для сочинских отелей нелегко: ПЦР-тесты были при себе не у всех туристов, либо попросту оказывались просроченными. А некоторые гости требовали у администрации компенсации расходов. И это только начало, через месяц — проверять придется уже сертификаты вакцинации.
Самые большие сложности с постояльцами, которые не успевают привиться или получить медотвод, объясняет владелец сети семейных гостиниц «Лазаревка Family» Владимир Иванов. Из-за новых мер у него отменилось от 5 до 10 % броней: «Есть беременные, люди с аллергией, есть переболевшие с антителами — об этом тоже ничего не сказано. Даже те, кто заказывали ПЦР-тесты в частных лабораториях, не всегда во время могут их получить из-за огромных очередей не на сдачу теста, а за результатами. Проконтролировать все тщательно — невозможно.
Нужно нанять армию чиновников, которая бы ходила и все проверяла. При этом они бы не нашли ни одного средства размещения, которое исполнило бы все требования на практике».
В Краснодарском крае ситуация особая: в 2020 году регион принял 6 млн туристов и с окончанием сезона пережил волну заражений. Летом риск не меньше по подсчетам, приедет 16 миллионов гостей!
Но введения похожих мер опасаются и отельеры в других регионах. В Москве фактор прививки пока ограничивает только клиентов общепита, не получившие обе дозы — могут покупать еду лишь навынос. А таких большинство, об этом свидетельствуют опустевшие залы ресторанов и кафе.
То же ждет и отели, если систему QR-кодов расширят, уверен владелец бутик-отеля «Чемодановъ» Алексей Петропольский: «Уверен, что их введут. Отель мы закроем. У нас в стране практически никто не привит. При самых оптимистичных подсчетах — это 15%. Из них в отелях останавливаются 2%. В Москве сезона как не было, так и нет, туристов нет. Средняя заполняемость — 50%. Если сравнивать выручку двухлетней давности, то она примерно на 60% от тех показателей. У нас есть чек-лист при заселении. Судя по этим данным, переболели 20-30%, привились — до 5% и планируют – до10%.
У отельеров Санкт-Петербурга июнь был сравнительно прибыльным. Поток гостей привлекли матчи Евро и международный экономический форум. Но на остаток лета прогноз скромнее. Из-за неопределенности с COVID-запретами, туристы перестали заранее планировать отдых, и глубина бронирований упала с нескольких месяцев до одной недели. Когда бизнес встанет на ноги, можно задуматься и о системе QR-кодов, но для этого и доля привитых людей должна быть больше, считает владелец отеля «Гельвеция» в Петербурге Юнис Теймурханлы: «Санкт-Петербург является туристическим магнитом. Сейчас это в каком-то смысле российский Лас-Вегас, где все работает. Толпы людей едут в Северную столицу, заболеваемость растет, а самое главное смертность. Власти готовы в любой момент ввести самые жесточайшие меры. Конечно же, мы заинтересованы в том, чтобы гости были вакцинированы, а мы смогли нормально работать и быть свободными от ограничений. Сейчас мы находимся в переломном периоде, когда народ действительно пошел делать прививки. Ситуация прояснится через полгода».
С этим согласны и аналитики гостиничного рынка. Один их главных аргументов — не самая удачная практика использования QR-кодов. В первые дни ее запуска во многих кафе не работали терминалы, а получить сертификат сразу и сейчас выходит не у всех привитых москвичей. Притом еще до жесткого требования властей, более 100 столичных ресторанов добровольно решили не пускать в залы непривитых клиентов. В случае с отелями, такой сценарий невозможен, отмечает руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова: «Ресторанный бизнес легче организовать, поскольку он требует меньше инвестиций и окупается за два три года. Крупная гостиница — за 12-15 лет. Добровольно ограничить поток клиентов и невыгодно и сложно. Отели не предназначены для проживания москвичей, их клиенты — приезжие. Человек хуже ориентируется, если жителя столицы не покормили в ресторане, он закажет на дом. А вот турист, который приехал и его не засели, куда он пойдет?
При этом регулировать — не функция бизнеса. Его функция зарабатывать деньги, создавать рабочие места и платить налоги».
Впрочем, следующими за общепитом, систему QR-кодов может опробовать не гостиничный бизнес, а магазины и общественный транспорт. Правда в мэрии пока не ожидают, что это произойдет «в ближайшее время».