Президент предложил в пилотном режиме освободить общепит от НДС, если выручка предприятий не превышает 2 млрд рублей. Озвучил глава государства и ряд других инициатив. Как отреагировал бизнес?
Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме анонсировал несколько мер поддержки малого и среднего предпринимательства. Среди них: освободить от НДС предприятия общепита с выручкой до 2 млрд рублей; повысить до 25% закупки госкомпаний у малого и среднего бизнеса; снизить антимонопольный контроль над небольшими предприятиями.
Освобождение от налога рестораторы, конечно, только приветствуют. Хотя в следующем году будет только первый шаг. Пилотный проект, в рамках которого заведения не будут платить НДС. Какие регионы или рестораны будут участвовать в эксперименте — пока неизвестно. Но сама по себе мера способствует обелению этого бизнеса. Например, того, кто, не желая платить НДС, дробится и платит небольшие налоги по упрощенной системе. Комментирует председатель комитета по ресторанному бизнесу московской «Деловой России», основатель ресторана «Мясо & рыба» Сергей Миронов:
«Мы параллельно начинаем процесс отбеливания рынка, когда компания не должна открывать десяток разных юрлиц, потому что не помещается в упрощенку, она будет спокойно развиваться. Это огромный толчок к развитию. И разница между рестораном, работающим по упрощенной системе налогообложения, и тем рестораном, который перешел на общее налогообложение, такая огромная, что второй ресторан просто умирает, он не может конкурировать с первым».
Сергей Миронов
председатель комитета по ресторанному бизнесу московской «Деловой России», основатель ресторана «Мясо & рыба»
Еще одно предложение — снизить антимонопольный контроль над небольшими предприятиями. Он и так в последние годы ослабевал. Юристы вспоминают, что когда-то нельзя было даже назначить гендиректора без одобрения ФАС. Из того, что осталось до сих пор: при покупке компании стоимостью от 400 млн рублей требуется согласование антимонопольщиков. Путин предложил поднять планку до 800 млн. Мера хорошая, вот только сделок в среднем сегменте бизнеса последнее время совсем немного, отмечает партнер адвокатского бюро «А2» Михаил Александров.
«В среднем сегменте в последние годы никакого активного M& A, никаких серьезных сделок в состоянии поглощения в принципе не происходит. То есть мы не видим ситуации, когда одна средней величины частная компания, например, покупала другую компанию. В основном все, что происходит, — это либо создание каких-то совместных предприятий с участием госкомпаний, либо поглощение теми же госкомпаниями или окологосударственными компаниями каких-то проектов».
Михаил Александров
партнер адвокатского бюро «А2»
И третья мера — повышение доли госзакупок госкомпаний у малых предприятий не менее чем до 25% (сейчас по закону не менее 20%). Здесь не все однозначно. Госпредприятия и так довольно активно покупают товары и услуги у малого бизнеса. Вот только не редкость, когда эти мелкие игроки появляются на свет незадолго до торгов. За свои услуги они просят очень мало денег и в итоге выигрывают. Госкомпания ставит себе галочку, а работы в итоге делает кто-то другой. Предприниматель Алексей Петропольский вспоминает собственный опыт, когда его компанию на торгах обошло малое предприятие, в котором трудится всего один человек.
«Работает один сотрудник, а объем по работе он каким-то образом сделает за две недели и дает цену от номинальной цены контракта на 70% ниже. Естественно, конкурировать с такими закупками не можем. И складывается впечатление, что эти услуги уже были оказаны или эти работы уже были выполнены, и фактически эта компания аффилирована с заказчиком. Но, увы, это только домыслы, ведь доказать мы этого не можем».
Алексей Петропольский
предприниматель
Заодно приходит на ум старая история, как томское микропредприятие, где работают до пяти человек, выиграло многомиллиардный контракт с «Газпромом» на строительство объектов для газопровода «Сила Сибири». Впрочем, и Путин сам сказал, что в теме закупок у малого бизнеса есть много нюансов. Например, есть товары, которые в России не производятся, и госкомпании просто физически не могут закупить их у российских МСП. Но с нюансами, по словам президента, разберется правительство.