После пандемии найм линейных сотрудников обходится бизнесу на треть дороже. Заплатить за это в итоге могут потребители. «Синие воротнички» оказались в дефиците на рынке труда, особенно в Москве. По данным сервиса «VK Работа», из-за этого зарплаты продавцов, администраторов, курьеров и грузчиков выросли на 25-35%. В некоторых компаниях даже стали давать линейному персоналу такие соцпакеты, на которые раньше могли рассчитывать только более квалифицированные специалисты. Готов ли бизнес к дополнительным тратам на сотрудников? Выяснял Сергей Гусев.
Если в пандемию наемные сотрудники массово оставались без работы, то теперь, наоборот, бизнес никак не может закрыть новые вакансии.
Причем дело не в квалификации — проблемными оказались самые простые и массовые позиции, делится основательница сети семейных кафе «Андерсон» Анастасия Татулова: «Людей нет, зарплаты поднимаются, у общепита нет такой маржи, чтобы мы себе могли позволить увеличение зарплат на 30%, как это происходит сейчас. С людьми, которые работают в клининге, с техническим персоналом, грузчиками и кладовщиками ситуация вообще уже на грани ненормальности.
У нас скоро зарплата уборщицы поднимется до уровня оклада директора ресторана.
И, честно говоря, что делать, я пока не знаю. Проблема есть, как решить, непонятно».
Куда исчезли работники? Общепринятый ответ — мигранты разъехались. Впрочем, есть и другая причина: карантин выгнал людей из столиц в регионы, и многие просто не стали возвращаться обратно, продолжает Анастасия Татулова: «Очевидно, что нет возвращения мигрантов. Люди из регионов уехали в свои города. В пандемию стало понятно, что и там можно найти работу. И это, на самом деле, хороший, правильный, понятный процесс. Надо просто теперь понять, каким образом в Москве обеспечивать всю инфраструктуру летом. 20 млн людей, которые живут в Москве. Где искать тех, кто будет их обслуживать?»
Часть собеседников “Ъ FM” считает, что к осени с наймом должно стать легче, но некоторые уверены, что дорогая рабочая сила — это надолго. Тем более инфляция бьет по всем, и раз стоимость жизни в Москве растет, то и зарплаты стоять на месте не будут, рассуждает предприниматель, владелец гостиницы и сети кафе Алексей Петропольский: «У нас аренда жилья и стоимость жизни выросли настолько, что люди не готовы по допандемическим ставкам выходить на работу. Те люди, с кем мы работали, потребовали на 30% поднять им оклад. И мы остаемся без права выбора, потому что на рынке все растет именно в таком эквиваленте. Фактически на сегодняшний момент мы перекладываем на свою маржу.
Естественно, к осени мы будем вынуждены поднимать цены, потому что иначе нам просто придется закрыться».
Можно было бы порадоваться за «синих воротничков», если бы не одно но — далеко не каждый бизнес готов серьезно наращивать фонд оплаты труда, особенно после провального 2020 года, отмечает президент группы компаний «Диана» Дмитрий Несветов: «Я бы не сказал, что в сетевом ритейле происходят такие масштабные изменения в зарплатах. Скорее, ситуация сейчас стабилизируется. Последний год в сфере линейных сотрудников была борьба за выживание. Сейчас налицо, скорее, восстановительный рост, а не органический, учитывая, что серьезным образом пострадала доходность предприятий, их прибыль. Очень многие сместились в сферу низкой маржинальности. Говорить о том, что есть резервы для серьезных изменений в доходах персонала, я бы не стал».
Как сильно подорожание рабочей силы скажется на ценах для конечных потребителей? Так или иначе, часть издержек отразится на ценниках, только как отделить это от общей инфляции? А потребители, кажется, все равно морально подготовились. По данным ЦБ, инфляционные ожидания населения выросли почти до 12% — это максимум за последние четыре года.