Конституционный суд (КС) РФ отменил полный запрет на обращение взыскания по исполнительным документам на единственное жилье должников. Судебный орган постановил, что нормы Гражданского процессуального кодекса (ГПК) и закона «О банкротстве» не запрещают судам изымать такую недвижимость у должников при определенных условиях. Об этом говорится в постановлении КС от 26 апреля 2021 года.
Речь идет о положениях абзаца 2 части 1 статьи 446 ГПК РФ и пункта 3 статьи 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Они устанавливают так называемый имущественный иммунитет в отношении жилого помещения, которое находится в собственности у должника и является для него и живущих с ним членов его семьи единственным пригодным для постоянного проживания. Конституционный суд считает, что эти нормы не противоречат Конституции РФ и «не могут быть нормативно-правовым основанием безусловного отказа в обращении взыскания на жилые помещения».
Почему КС вынес такое постановление?
Конституционный суд считает, что действие статьи 446 ГПК РФ должно обеспечивать соблюдение конституционного принципа соразмерности и интересов как должника, так и кредитора.
КС еще в 2012 году уточнил, что взыскивать с должника единственное жилье нельзя. Между тем в том же постановлении от 14 мая 2012 года № 11-П было оговорено, что площадь такого жилья должна быть «разумно достаточной» для достойного проживания.
Тогда же Конституционный суд обязал федерального законодателя внести изменения в указанную статью ГПК, которые давали бы право обращать взыскание на единственное жилье, если его площадь превышает потребности должников. Законодательным властям было поручено обозначить пределы действия имущественного иммунитета применительно к единственному жилью и разработать порядок обращения на него взыскания.
Однако поправки в ГПК так и не были внесены. За почти 9 лет были лишь подготовлены два законопроекта, один из которых поступил на первое чтение.
При каких условиях КС разрешил судам изъятие единственного жилья у должников?
Конституционный суд допустил несколько условий, при которых возможно изъятие единственного жилья у граждан-банкротов для погашения долгов. Согласно постановлению суда, должников нельзя оставлять совсем без жилого помещения: им должны дать взамен более скромное жилье. Его размер должен соответствовать нормативам площади предоставления жилья на условиях социального найма в том городе или поселке, где проживает должник.
Судам при вынесении решения об изъятии единственного жилья предписано учитывать соотношение размера долга и рыночной стоимости жилого помещения, на которое наложено взыскание. Кроме того, обращение взыскания на такое жилье не должно вынуждать должника переезжать в другой город или поселок, если он сам на это не согласен.
Также КС РФ напомнил, что суды вправе отменять действие имущественного иммунитета и в том случае, если жилье было приобретено со злоупотреблениями. При вынесении решения они могут учитывать время присуждения долга гражданину, возбуждения исполнительного производства и извещения об этом должника, а также период и условия, когда было куплено или построено жилье, защищенное исполнительским иммунитетом.
Конституционный суд оставил за федеральным законодателем обязанность привести нормы закона в соответствие с позицией, изложенной в постановлении.
– Конституционный суд недавно постановил, что можно обращать взыскание долга на единственное жильё. Но этот прецедент касается только квартир, приобретённых после появления долга, – разъясняет руководитель юридического отдела Московского отделения «Опоры России» Алексей Петропольский. – До сих пор после прекращения платежей по кредиту продавались ипотечные квартиры. А теперь КС обратил внимание на то, что можно выставить на торги любое жильё, на приобретение которого могла быть использована часть занятых денег. Однако, если вы стали собственником своей единственной квартиры в результате приватизации, то продать её судебный пристав не может.