Абсолютное большинство гостиниц в Москве смогли удержаться на плаву, написал в своем блоге мэр города Сергей Собянин. Он отметил, что власти не стали вводить запрет на работу отелей и это стало «главной помощью для туриндустрии».
Также, по мнению Собянина, во многом туриндустрию поддержала программа временного расселения медработников: в ней участвовали 42 отеля, которые получали субсидии. Помимо этого, гостиницы поддержал и внутренний туризм: в 2020 году столицу посетили свыше 13 млн туристов. Впрочем, в 2019 году их было почти вдвое больше.
Бизнес говорит, что на плаву удержаться было непросто, и теперь надеется на открытие границ. Комментирует владелец гостиницы «Чемоданов» Алексей Петропольский.
«Действительно, мы выжили, что уж там говорить. Мы потеряли порядка 30 млн рублей за год, это вложения денег на дотацию зарплат, на налоговое содержание, на содержание в целом инфраструктуры и ее оплаты. Мы все время деньги докладывали. Благо были резервы, и где-то мы взяли кредиты, в том числе и кредит от государства на зарплату сотрудников. Правда, с нас его весь списали плюс проценты, потому что мы какие-то условия не выполнили в марте, хотя кредит мы брали в мае, узнали о нем в апреле. Выжили и стараемся смотреть с перспективой в будущее. Что касается именно внутреннего туризма, он нам дает не больше 30% заполняемости, то есть каждый месяц мы работаем в небольшой минус. То же самое происходит и во всей отрасли, порядка 30% отелей сейчас продаются на ЦИАН, на «Авито». Те, кто был закредитован и кто был так или иначе в аренде, сейчас пытаются продать готовый бизнес, продать свои здания, помещения, поскольку не могут больше тянуть бремя кредитов, аренды и прочего. Если границы до конца года не откроют, то мы тоже выставимся на продажу и будем вынуждены закрыться, потому что у нас просто кончатся все резервы».
Генеральный директор «Зонт Хотел Групп» Николай Филатов согласен с тем, что государственные меры поддержки помогли отрасли, но повезло не всем. По его словам, на продажу сейчас выставляется все больше отелей по довольно низким ценам.
— Продержаться удалось. Пока большинство гостиниц более или менее держатся, здесь и московское правительство помогает гостиницам субсидиями на коммунальные услуги, и федеральная программа по поддержанию численности [персонала]. Все это вместе в какой-то степени помогает, но я не исключаю того, что отложенный результат накопленных гостиницами за год проблем может сказаться. Банки уже сейчас выставляют объекты, по тем кредитам, которые у них были, отели не справились. Эти гостиницы перешли в собственность банков, и банки начинают их продавать. На рынке сейчас действительно появляется все больше и больше объектов, в общем-то, по относительно адекватной стоимости, которой еще год назад не было. Такая стоимость даже представлялась невозможной. Вполне может быть, что это только начало.
— Перекредитоваться, чтобы выждать, нереально?
— Очень тяжело, потому что банки прекрасно понимают, что такое гостиница, что гостиницы сейчас пострадавшие, поэтому накладывают достаточно серьезные ограничения на перекредитовку объектов гостиничной отрасли. Даже государственные банки ведут себя так же. Я думаю, что здесь нужна была бы помощь государства, чтобы они взяли на себя часть рисков банков по перекредитовке гостиничной отрасли.
Собянин также отметил, что гостиничный бизнес остался важной статьей пополнения городского бюджета. В 2020 году он принес в казну 77 млрд рублей. Это в 2,5 раза больше, чем в 2010 году, добавил мэр.