На банкротстве всё чаще попадаются подставные директора. Собственники убыточных компаний находят «зицпредседателей» и вешают на них свои долги. При этом граждане, получая скромное вознаграждение, не думают о последствиях. По закону фиктивных руководителей могут оштрафовать и даже посадить в тюрьму. Подробности – в материале обозревателя «Вестей ФМ» Павла Анисимова.
Арбитражные суды завалены исками о банкротстве: в некоторых регионах порядка половины заявлений – о финансовой несостоятельности компаний. И всё чаще в таких делах фигурируют «зицпредседатели» – подставные руководители фирм. Нередко реальные собственники уводят имущество и деньги в подконтрольные фирмы, подделывают бухгалтерию и, чтобы не сесть самим, находят подставного директора. Как правило, это люди, ведущие бомжеватый образ жизни. Им обещают 10 – 15 тысяч рублей за простую формальность: надо предоставить данные своего паспорта и подписать бумаги в налоговой инспекции и банке. После компания банкротится, и взять с такого директора нечего, объясняет руководитель фирмы «Юрвиста» Алексей Петропольский.
ПЕТРОПОЛЬСКИЙ: Находят так называемого Фунта, на которого вешают учредительство и директорство. И если есть долги, на прошлых учредителей могут их списать в рамках арбитражного суда по банкротству. Но это происходит очень редко. Как правило, человека заносят в чёрный список, компанию ставят на упрощённую ликвидацию – и концы в воду.
Большие проблемы грозят формальным хозяевам фирм-однодневок, которые используют для отмывания денег или ухода от налогов, например с помощью пустых счетов-фактур, когда товар по факту не отгружается, но при этом контрагент получает налоговую льготу.
Сегодня налоговики быстро вычисляют фирмы-«прокладки» и, следовательно, легко находят подставных директоров. С этого момента зицпредседатели попадают в чёрный список – они не могут начать легальный бизнес, им не дадут кредит. Если досье тянет на уголовную статью, подставному директору грозит крупный штраф или до 2 лет исправительных работ. В Уголовном кодексе есть отдельная статья – «Предоставление документа, удостоверяющего личность, если это действие совершено для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице».
Номинальный руководитель может избежать тюрьмы, если выдаст настоящих владельцев бизнеса. Но, как правило, их не находят, отмечает Алексей Петропольский.
ПЕТРОПОЛЬСКИЙ: Если компания до этого совершала некие хищения бюджетных денег или мошенничала, то возбуждают уголовное дело и номинального директора-учредителя выводят в статус свидетеля. И он пытается опознать тех людей, которые переоформляли эту компанию. Но обычно к этому моменту реальных собственников на территории России уже нет.
Бывает, что фирма банкротится по объективным причинам: настоящий директор просто не потянул бизнес. В этом случае претензии налоговой будут только по долгам и другим нарушениям, рассказывает руководитель аудиторско-консалтинговой компании «АиП» Сергей Елин.
ЕЛИН: Если мы говорим, что человек всё-таки выполнял функции директора, что-то подписывал, но не являлся бенефициаром, то в этом случае он несёт всю ответственность, которую бы нёс нормальный директор или учредитель. Соответственно, есть риски и по субсидиарной ответственности, по налоговому законодательству. Если мы говорим, что человек не выполнял функции директора, а просто его данные оказались в реестре, то это действие может быть отдельно уголовно наказуемо.
Проблемы ждут и тех, кто покупает фирмы-«помойки» с номинальным директором. Такие объявления есть в Интернете – от 35 тысяч рублей за готовое ИП до 200 – 300 тысяч за фирму со счётом в банке. Чем раньше зарегистрирована компания, тем она дороже. Юристы предупреждают: прежде чем купить готовую организацию, её нужно внимательно проверить. Если компания зарегистрирована на человека, который об этом уже забыл, у покупателя будут большие проблемы – от обвинения в незаконном предпринимательстве до выплаты долгов, которые могли навесить на однодневку.