Столичные власти продлили программы поддержки предпринимателей в пандемию, но представители бизнеса не слишком ими довольны. Предприниматели рассказывают, что меры поддержки не работают, и поэтому их продление, по сути, ничего не меняет. Накануне в Москве одобрили уже пятый пакет мер — это программа «14 субсидий», продление минимальной арендной ставки и освобождение от части платежей. Также город выделил средства на выдачу льготных кредитов — именно эта мера вызывает у бизнеса наибольший интерес, но как раз с ней и возникают основные проблемы. Поэтому предприниматели просят дополнительной помощи.
Бизнес давно просил дополнительные меры поддержки, те, что действуют с весны, по словам предпринимателей, на деле помогают не всем. Одна из самых популярных мер — льготные кредиты, но получить их сложно. Банки затягивают процедуры, порой месяцами не дают ответа, одобрена ли заявка. Судя по тому, что в Москве действие этой программы продлили до середины лета, теперь успеть можно.
Тем не менее, пакет документов, который нужно собрать, слишком внушительный, и чтобы его подготовить, нужно выделять отдельного человека и не ждать, что он вернется к своим обязанностям в ближайшие дни или даже недели. И реальной поддержкой было бы упрощение этой системы, говорит руководитель юридической фирмы, сети отелей и кофеен Алексей Петропольский. Кроме того, нужно и сами банки как-то заставить выдавать эти льготные кредиты, а не бесконечно тянуть с ответом.
«Кредитные деньги дешевые, они могут помочь перезапуститься, удержаться на плаву и пережить сегодняшний момент, дешевые кредиты могли бы оздоровить ситуацию. Между государством и предпринимателем встает банк, а банк, в свою очередь, несет риски, ведь эта субсидированная ставка, даже если будет покрыта государством, все равно не поможет вернуть эти деньги. В качестве гаранта и поручителя государство в таких кредитах не выступает, и получается огромный риск невозврата. Конечно, банки не спешат выдавать такие деньги, поскольку все эти предприятия и так находятся в зоне риска. По сути, это профанация, доступная 10% от общего количества заемщиков»,— резюмирует Петрополський.
С проблемой сбора документов для получения льготного кредита столкнулась и основатель сети съестных лавок «Две сестры» Галина Дембицкая. По ее словам, если уж программа с займами работает с перебоями, бизнесу можно было бы помочь, снизив налоговую нагрузку или хотя бы дав отсрочку: «Сейчас самое время платить всем налоги, причем это самые большие, скажем так, суммы, то есть они приходятся на конец года. Если бы могли отсрочить этот момент, в частности для меня, я на патенте, если бы я могла не в декабре платить, а хотя бы в марте, то это была бы очень серьезная помощь. Все средства нужны сегодня на операционную деятельность, на покрытие каких-то убытков прошлых периодов, а налоги просто неоткуда брать».
Получить льготный кредит еще весной пыталась и генеральный директор торгового дома «Красивые вещи», который занимается продажей ювелирных украшений, Елена Папич. Но на стадии проверки документов банк перестал отвечать, и до сих пор неизвестно, какое принял решение. Сохранить бизнес Елена Папич смогла: со времени первой волны были разработаны новые стратегии, налажены дополнительные каналы продаж. Но развитию во время пандемии мешает, кажется, полная остановка процесса цифровизации. В и так непростое время приходится тратить силы на бюрократию, говорит Елена Папич: «Когда мы заносим изделие в Пробирную палату, мы заполняем квитанции, все это вручную, там даже тетеньки со счетами, мне кажется, сидят. Они, конечно, что-то делают, но очень медленно. Учитывая, что сейчас у нас цифровизация всего и вся, к сожалению, до Пробирной палаты Российской Федерации это не дошло».
Проблема также в том, что сейчас попасть под нужные критерии программ поддержки очень трудно, говорит член «Опоры России», генеральный директор рекламного агентства VIPRO Анастасия Маклаева. А для тех, кто выполняет все требования властей, даже работая себе в убыток, помощь вовсе не предусмотрена. «Хотелось бы получить поддержку для тех компаний, которые ведут бизнес по-честному, которые сейчас не сокращают персонал, поддерживают своих работников, несмотря ни на что, набирают новых людей. Потому что в текущей экономической ситуации в основном людей сокращают.Мы, например, сейчас людей набираем, и хотелось бы получить поддержку от города, от государства, потому что мы предоставляем новые рабочие места»,— отметила Маклаева.
Сейчас сложилась ситуация, когда мер поддержки власти предлагают немало, но большая их часть либо недоступна предпринимателям из-за сложно выстроенной системы одобрений, либо вовсе не работает так, как должна. Судя по тому, что с весны отладить эти процессы так и не получилось, в новом году властям придется предложить бизнесу что-то принципиально новое.