Половина столичных фитнес-клубов могут закрыться до конца года, а торговым центрам и гостиницам нечем отдавать старые долги. Но в мэрии обещают подготовить дополнительные меры поддержки бизнеса. Разрабатывать их будут на основе предложений, которые поступают от самих предпринимателей, сообщил заммэра столицы Владимир Ефимов. Он отметил, что в целом экономика чувствует себя лучше, чем изначально прогнозировали власти. По его словам, предприниматели меняют формат работы и взаимодействия с потребителями, растет онлайн-торговля, но не все отрасли смогли восстановиться из-за введенных ограничений. При этом бизнес говорит, что многие не смогли в полной мере воспользоваться даже уже действующими мерами. Впрочем, и они все равно не могут решить всех проблем. На какую помощь от столичной мэрии рассчитывают предприниматели?
За время пандемии столичные власти приняли четыре антикризисных пакета, которые включали в себя около 20 мер поддержки бизнеса. Среди них, например — отсрочки по налогу на имущество, торговому сбору и платежам за аренду. Тем не менее не всем удалось восстановиться, признают в мэрии. Поэтому там готовы разработать новые шаги, но с учетом предложений самих предпринимателей. А их у бизнеса всего два, говорит владелец кофеен и гостиницы, руководитель бюро по защите прав предпринимателей «Опора России» Алексей Петропольский:
«Нужно освободить бизнес от текущих налогов. Если и были какие-то маневры, то они относились больше к отсрочке уплаты, но, увы, никто не накопил денег на то, чтобы загасить даже старые долги в рамках этой меры поддержки. Нужно выдать кредиты “долгими деньгами”, чтобы можно было брать займы на 10-20 лет под обороты без залогов, чтобы ставка была не 20%, а 7-8%».
При этом о так называемых «вертолетных деньгах» бизнес уже и не говорит. Раз уж в самом начале пандемии власти на это не пошли, то сейчас надеяться на прямую финансовую помощь смысла точно нет. Впрочем, и на какие-то решительные меры, к сожалению, тоже, продолжает Алексей Петропольский:
«У Москвы у самой дефицитный бюджет, в будущем году столица возьмет кредиты, которые, конечно, будут возвращаться за счет налогов. А с кого их можно собрать, если мы освободить от них людей? Поэтому это вопрос дискуссионный. Наверное, многие размышляют, как бы помочь бизнесу, чтобы при этом самим не пострадать».
Хотя владельцы фитнес-клубов, например, не скрывают, что без государственных субсидий разобраться с долгами они не смогут. Как сообщила уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева, положение у них критическое. Весной в Москве уже закрылось 20% фитнес-клубов. И если динамика сохранится, то в начале следующего года закроется половина всех точек. При этом на тех клиентах, которые приходят в клубы, зарабатывать не получается, объясняет гендиректор сети World Class Николай Прянишников: «Спрос на продление или покупку карты, на тренировки снижается. Если арендодатели нам дают скидки, то, как правило, фитнесс-клубы выживают. Поэтому мы просим их поддержать, чтобы у них были какие-то льготы и была возможность нам предоставить скидки».
Впрочем, некоторые собеседники “Ъ FM” отмечают, что логичнее было бы не разрабатывать новые меры поддержки, а доработать старые. Даже по официальным данным поддержку от столичного правительства получили около 50 тыс. предприятий, и фактические расходы мэрии составили 35 млрд руб. из 88 млрд, заложенных в программу поддержки. Это неудивительно, говорит управляющая торговым центром «Алтуфьевский» Наталья Кузнецова, если учесть, что некоторые из этих мер прописаны некорректно: «По постановлению правительства мы должны были получить грант, если будут соблюдены условия — всем предоставить скидку 50% на срок четыре месяца. Мы предоставляли даже не 50%, а 70-80% и на срок не четыре, а восемь месяцев. Сначала мы дали это не для всех: например, супермаркету, аптеке они были не нужны. По итогу мы потеряли тот же объем арендной платы, но под грант по формальным признакам мы не попали».
В мэрии заявляют, что полностью готовы искать выход из сложившейся ситуации только совместно с предпринимателями. Но там также признают, что при общем снижении потребительского спроса «до бесконечности поддерживать бизнес невозможно».