Бизнесмены оказались в кредитной ловушке / Коммерсант фм

Бизнес не верит, что новая мера правительства поможет избежать выплат льготных кредитов по рыночным ставкам. Больше 200 тыс. российских предпринимателей взяли льготный кредит у государства под 2%, однако из-за бюрократических проволочек столкнулись с угрозой возвращать его по рыночной цене, а это около 15%. Накануне в правительстве объявили, что проблема решена, однако предприниматели, с которыми пообщался “Ъ FM”, с этим не согласны. Почему?

Одна из немногих мер поддержки бизнеса в пандемию — это возможность взять в банке льготный кредит по низкой ставке под гарантию, что никто не будет уволен. Если предприниматель сохранил 90% штата, в апреле задолженность просто спишут. Если численность сотрудников сократилась до 80%, придется вернуть половину. Но если больше — плати целиком, причем не по 2%, а по 15%.

В чем проблема: работодатель подавал заявку на кредит 1 июня, допустим, у него в этот момент было пять сотрудников, которых он обязался сохранить. Но отчетность о численности штата в этот момент была доступна только за апрель. И если тогда у него было 10 сотрудников, налоговая делала вывод, что кто-то был сокращен, и предприниматель вылетал из программы. В правительстве пошли навстречу и решили брать данные не за апрель, а за май. Советник бизнес-омбудсмена Бориса Титова Антон Свириденко сделал вывод, что это поможет не всем.

«Да, частично это снимет проблему, но это не всех спасло, потому что все равно были такие истории, что у предпринимателя на 1 июня было, условно говоря, три человека, а 31 мая — у него четыре человека, и все равно берется отчет за май, и он, получается, все равно не выполняет. Поэтому, так скажем: это движение хорошее, но оно не до конца устранит проблему, которая есть с этими кредитами»,— уверен Антон Свириденко.

Проблема заключается в том, что 1 декабря начался новый этап программы льготных кредитов, когда налоговая должна начать проверки предприятий на соблюдение требований.

Министр экономического развития Максим Решетников сообщил, что сейчас бизнес может уточнить данные о сотрудниках, которые направлялись в Пенсионный фонд, но сколько времени это займет, непонятно, и будет ли ФНС ждать итога разбирательств, пока неизвестно. “Ъ FM” ожидает разъяснений от ведомства. Гендиректор юридической компании «Юрвиста» Алексей Петропольский, который сам брал льготные кредиты на зарплаты сотрудникам своей гостиницы и кофейни, объяснил, как собирается такая информация:

«Мы отчитываемся, как предприниматели, о каждом своем сотруднике ежеквартально, выплачивая просто взносы в Пенсионный фонд, в Фонд медицинского и социального страхования. И, конечно, все эти отчисления видит в режиме онлайн и сама налоговая, и сам банк. И если в третьем квартале сотрудников недосчитались, то ни о каких льготных ставках речи не будет. Сначала государство лишит банк субсидирования, а в дальнейшем все эти санкции перейдут просто к предпринимателю, и он получит ставку по рынку. Она начинается у нас, наверное, от 12%, а с учетом рисковости людей, кто не смог выплатить зарплату, думаю, будет за 20%».

Неделю назад в аппарате бизнес-омбудсмена посчитали, что примерно 10% предпринимателей не справились с задачей по сохранению штата. Чаще всего кредитом от государства пользовались предприятия торговли и общепит, которые в первую волну вовсе были закрыты, и выплата кредита целиком обернется риском банкротства. Особенно учитывая, что кредит придется вернуть в три транша, а не за несколько лет, напоминает президент «Опоры России» Александр Калинин: «Даже если, по нашим оценкам, где 10% не вписалось в те требования, которые выдвигало постановление 696, речь все равно шла бы о десятках миллиардов рублей, которые пришлось бы заплатить по рыночной ставке.

Это бы привело, в том числе и к банкротству ряда предприятий, к невозврату кредитов, то есть проблему бы получили не только микробизнес, но и банки.

Банкам ведь тоже не хочется получать невозвратные кредиты, а у них на 85% все покрыто гарантиями Внешэкономбанка».

Всего по льготной программе было выдано кредитов почти на 500 млрд руб., и три четверти заемщиков — это микропредприятия, приводит статистику Минэкономразвития. Для них новое долговое обязательство обернется последней каплей. А должно было стать рукой помощи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский