Верховный суд не признал единственное жильё банкрота роскошью, даже если оно больше социальной нормы. Сегодня неплатёжеспособных должников массово переселяют в «малогабаритки», а оставшуюся часть средств, полученных при продаже недвижимости, забирают кредиторы. Теперь делать им это будет сложнее.
Кредиторы освоили безотказный способ «выбивания долгов»: должнику покупают малометражку точно по социальным нормам, чтобы продать его единственную квартиру большей площади. С этого момента за банкротом числятся 2 жилплощади, а значит, можно отобрать самую дорогую, не нарушая правила банкротства. Обычно переселяют по суду, поскольку такое замещение законом никак не определено, отмечает гендиректор юридической фирмы «Юрвиста» Алексей Петропольский.
ПЕТРОПОЛЬСКИЙ: Единственного жилья человека, получается, не лишают, а деньги кредитные организации себе возвращают. Хоть должник с этим и не согласен, но его квартиру могут изъять и обменять на другую, неравноценную по цене, чтобы закрыть часть кредита.
С начала этого года суды признали банкротами 77 тысяч россиян. По многим искам единственным имуществом должника числится квартира. Но продать её с торгов нельзя, если она одна у собственника, пусть и огромная и расположенная в центре города. По схеме кредиторов новая жилплощадь покупается из расчёта от 14 до 18 квадратных метров на человека (это зависит от социальной нормы в конкретном регионе). В итоге банкрота переселяют в «однушку» за 2,5 миллиона, а его «трёшку» продают за 10 000 000. Разница в 7,5 миллионов идёт в счёт долга.
Судя по разъяснениям Верховного суда, теперь такие схемы не приветствуются. То есть если у должника лишь одна квартира, её нельзя трогать, пусть даже она дорогая и большая.
По словам юристов, ситуация неоднозначная. По сути, люди могут набрать кредитов и не переживать по этому поводу, поскольку из квартиры их точно не выселят. До этого высшая судебная инстанция не исключала отъёма такой недвижимости, если она куплена в ипотеку или была подарена. Кроме того, большую квартиру или загородный дом банкрота можно продать с торгов, если человек не собирается «гасить» долг и бегает от кредиторов. Комментирует управляющий партнер коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов.
ЮРАСОВ: Если человек должен крупную сумму денег, при этом он действует неправильно, то есть не собирается вместо 5-комнатной квартире жить в однокомнатной, возвращая долги, более того, есть косвенные признаки его намеренного банкротства, это говорит о том, что человек действовал умышленно, не пытался исполнить имущественные обязательства, которые у него были.
Юристы предлагают конкретизировать – что такое «шикарная жилплощадь» и как из неё можно переселить должника. Например, считать роскошной квартиру, которая вдвое больше социальной нормы. Или если единственное жильё в разы дороже того, что положено по метражу. Такие решения сбалансируют интересы должников и кредиторов.
Также предлагается узаконить изъятие единственной квартиры, если должник пытается её продать, замаскировав под некую сделку, а полученные деньги – спрятать от кредиторов. Впрочем, в будущем провернуть такую схему уже не получится: коллекторы планируют объединить свои базы должников. Новый сервис покажет задолженность человека перед разными кредиторами. Все долги соберут в один «пакет» и скопом предъявят должнику. Если сумма набежит большая, придётся договариваться о переселении в квартиру поменьше.