Более 60% россиян рассказали, что не работают сейчас по полученной специальности — чаще всего по профилю работают медики, учителя, деятели искусства и культуры, а также силовики. А с работниками сельского хозяйства, выпускниками с дипломами в области математических, естественных, общественных наук ситуация совершенно другая.
Как рассказал в эфире «ОТРажения» Лев Соколов, эксперт в управлении персоналом, директор программ развития группы компаний Detech, в США также примерно треть людей работает по специальности — но им это не мешает. К примеру, Фредерик Уинслоу Тейлор, отец школы научной организации труда, получил диплом юриста, однако сейчас известен как основатель scientific management, научной организации труда.
По словам Соколова, сейчас важнее готовить человека, который будет развит интеллектуально, обладать широким кругозором, быстро учиться и переучиваться. Также эксперт отметил, что большинство российских студентов сами оплачивают свое обучение — соотношение бюджетных и платных мест в университетах составляет примерно 40 на 60.
«Соответственно, возникает вопрос: если это личные инвестиции конкретных людей, то какое, собственно, дело государству до того, каким образом они распоряжаются своими деньгами? Поэтому мне кажется, что вот внимание государства к этой проблеме, особенно методами прямого регулирования, лицензирования, составлением каких-то оценок, наносит больше вреда, чем пользы», — считает Соколов.
А предприниматель, эксперт в сфере защиты интересов бизнеса Алексей Петропольский рассказал о своем опыте набора в компанию людей — для него важен опыт работы в топовых компаниях, а не вуз. По его словам, даже в юридической сфере не всегда нужен соответствующий диплом.
«Если человек работал в бухгалтерии, в кадрах и изучил полностью все юридические аспекты, то без проблем я бы его взял к себе в команду, он бы помогал нашим клиентам оформлять все кадровые вопросы, решать их с точки зрения проблематики», — рассказал эксперт.
Петропольский также отмечает, что в России работодатели не готовы инвестировать в своих сотрудников, в отличие от, например, Европы. Там специалистов часто готовят еще со школы.
«Работодатель ваш будущий отслеживает в режиме онлайн ваши интересы, как вы учитесь, куда вы поступаете после среднего образования, на среднее специальное или на высшее. И в дальнейшем он просто предлагает оплатить за вас всю учебу в случае, если вы будете подписывать контракт и обязуетесь отработать там 5 лет, допустим, после обучения, закрыв кредит на свое обучение и принеся прибыль непосредственно этой компании», — сообщил он.
В России, отмечает Петропольский, это характерно только для редких узкопрофильных специалистов.