Власти могут подтолкнуть бизнес к отказу от оплаты пластиковыми картами. Как сообщали «Известия», в правительстве отказались от идеи ограничить эквайринговую комиссию за онлайн-платежи для малого и среднего бизнеса (МСБ) 1%. Вместо этого небольшим предприятиям предлагают перейти на сервис системы быстрых платежей, позволяющий оплачивать покупки с помощью QR-кода. Но, как выяснил “Ъ FM”, некоторые собственники бизнеса считают, что такой способ расчетов будет неудобен покупателям, а потому продавцы прогнозируют рост оборота наличных.
Эквайринговая комиссия для малого бизнеса доходит до 3-4% от трансакции. Владимир Путин еще в прошлом году признал, что это много. Минувшим летом первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил Минфину, Минэкономразвития и Центробанку проработать вопрос ограничения этой комиссии 1% хотя бы для онлайн-платежей. До 30 сентября оно уже действует в качестве антикризисной меры.
Против такой идеи сразу выступили банки: за счет доходов от эквайринга они начисляют кэшбэк и бесплатно предоставляют некоторые услуги. Видимо, аргументы кредитных организаций оказались весомыми, сокрушается гендиректор Агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков: «В условиях спада спроса каждая копейка на счету. Для малого бизнеса это жизненно необходимо. Но, к сожалению, как всегда, пока у нас понятно, кто задает тон формирования экономической политики. Можно поздравить с мощными лоббистскими возможностями наше банковское сообщество, и, как в том анекдоте, — будем завидовать».
Если власти не готовы снизить комиссию даже для онлайн-платежей, то о подобной поддержке розницы, о чем просили президента, похоже, и мечтать не приходится. Зато вместо дешевого эквайринга предпринимателям предлагают перейти на QR-коды — там комиссии ниже 1%. Будет ли это выгодно бизнесу, “Ъ FM” спросил у тех, кто протестировал такую или подобную технологию. Основатель сети барбершопов TopGun Алексей Локонцев, не дожидаясь сервиса от ЦБ, запустил собственную систему оплаты по QR-коду. Продиктовано это было заботой не только об экономии, но и об экологии.
Я не хочу, чтобы китайское производство коптило мир, выпуская никому не нужные машины, если мы можем все в телефоне сделать. У всех есть гаджет, все могут этот QR-код просто распечатать на табличке, и это лучше, чем заправлять постоянно эти машины-эквайринги. То есть, во-первых, их нужно производить, во-вторых, они стоят денег, в-третьих, их нужно утилизировать. Поэтому я хочу, чтобы их не было, конечно. Я за коды»,— отметил Локонцев.
Но таких энтузиастов, кажется, будет немного, поскольку потребители вряд ли захотят связываться с QR-кодом. По крайней мере, владелец сети кофеен Take and Wake Алексей Петропольский протестировал технологию СБП в своих заведениях и пришел к выводу, что посетителям было неудобно:
«Вместо привычного “приложите карту” или “вставьте карту” на терминале загорается QR-код. Вы его сканируете либо через приложение банка, либо просто через камеру. Если это приложение банка, то фактически банк совершает трансакцию, а вы ее должны подтвердить. Если это фотокамера, то отправляется ссылка, и вы по ней либо через свой банк, либо через банк оператора пытаетесь оплатить покупку путем прохождения верификации. Клиенты говорят: давайте мы вам наличными оплатим».
Сейчас предоставлять клиенту способ безналичной оплаты обязаны предприятия с годовым оборотом свыше 40 млн руб. Не всякий малый бизнес подпадает под это требование. Но власти давно обсуждают идею постепенно снизить этот порог до нуля, и тогда QR-код от СБП должен стать более дешевой альтернативой традиционному эквайрингу. Но, если покупателю неудобно расплачиваться таким способом, не получится ли так, что бизнес обзаведется сервисом СБП для галочки и значительно увеличит оборот наличности? Именно этого опасается председатель правления «Национального платежного совета» Алма Обаева: «Это не первый пример, когда такое происходит — хотели как лучше, получилось как всегда. Доля утечет в наличные, это касается тех, у кого телефон не поддерживает функцию, кто не хочет заморачиваться. А торговец говорит, что не принимает карты, и подталкивает либо к переводам, либо к кэшу».
Наличные платежи и переводы на карту легче спрятать от контролирующих органов, и, разумеется, их нельзя обложить комиссией за эквайринг. То есть ни государству, ни банкам такое развитие событий не выгодно. Отчего же было не пойти навстречу бизнесу?