Бизнес надеется на помощь государства с налогами, но власти предлагают справляться самостоятельно. Согласно опросу экспертного центра при президентском уполномоченном по правам предпринимателей, 40% тех, кто воспользовался отсрочкой по налогам, не смогут вовремя возобновить платежи и рискуют обанкротиться. Они, как выяснил “Ъ FM”, ждут продления фискальных каникул. Но в Кремле ясно дали понять, что новых мер поддержки от государства бизнесу ждать не стоит. Как предприниматели будут выживать в этих условиях? И чем грозит жесткая политика властей?
Отсрочку по налогам власти объявили весной. Представителям пострадавших отраслей давали фискальные каникулы в среднем на полгода. Бизнес тогда называл спасательным кругом, но в конце года он может оказаться петлей на шее.
Из всех антикризисных мер, фискальное послабление, пожалуй, было самым эффективным, вспоминает владелец сети кофеен и гостиниц Алексей Петропольский, но скоро придется возобновить налоговые отчисления, однако, чем платить, предприниматель до сих пор не знает:
«Деньги, которые мы получили на зарплаты, совершенно не компенсируют те затраты на зарплаты, которые мы несли. Отсрочку на аренду, о которой говорило государство, нам никто не дал. Единственный действенный эффект — это возможность отсрочить уплату налогов. Но то, что мы отсрочили, мы не успели заработать. И нам опять придется изыскивать, где брать деньги, чтобы закрыть налоги, которые накопились за два квартала».
И таких незнающих — 40% от тех, кто воспользовался отсрочкой. Многие из них оценивают ситуацию в своем бизнесе, как «кризис», а то и катастрофу.
Как же предприниматели будут выходить из положения? Владелец event-сети Rublev Family Станислав Рублев признался “Ъ FM”, что рассчитывает только на себя: «Нечем возобновлять платежи. А чем платить, если пандемия продолжается? Но заплатим ли мы? Конечно же, заплатим. Кредитоваться? Мне не дали ни один кредит. Пока шла пандемия, я открыл еще две компании. Они устойчивее к любой пандемии. Я думаю, что, когда подойдет срок и нам нужно будет платить, мои новые компании уже будут работать».
Но далеко не все предприниматели успели диверсифицировать свой бизнес. А потребительский спрос, тем временем, даже не думает возвращаться на докризисный уровень: больше половины участников опроса отметили, что он упал в два раза, у каждого четвертого респондента — в пять раз.
Это не дает шанса целым отраслям заработать на выплату налогов, говорит участница опроса, управляющий партнер сети маникюра «Пальчики» Нина Литвинова, теперь одна надежда на государство: «Физически нет денег, то есть практически бизнес сейчас работает в ноль. То, что сейчас нужно будет возвращаться к оплате налогов, это очень большая нагрузка. И если бы у нас была возможность попросить о продолжении налоговых каникул, то это была со стороны государства очень большая поддержка для бизнеса, потому что сейчас перед всеми практически встал вопрос, где взять денег для того, чтобы заплатить налоги».
Но государство, похоже, с поддержкой бизнеса закончило. По крайней мере, помощник президента, бывший министр экономического развития Максим Орешкин накануне заявил, что дотации пострадавшим от коронакризиса уже не актуальны, и выживут те, кто соответствует изменившимся условиям в экономике.
Что это на практике значит для бизнеса? Глава московского отделения «Партии Роста», представляющей интересы предпринимателей, Дмитрий Пурим предрекает волну банкротств: «Экономика у нас и так не росла особо быстрыми темпами. Сейчас падение с марта-месяца. Люди не то что не зарабатывали, они тратили на содержание своего бизнеса.
Многие будут к концу года сравнивать, оставаться в этом бизнесе или банкротиться. Я думаю, что будет серия банкротств.
Я думаю, что половина, 40-50%, просто потому что собственник не захочет жить под таким бременем».
Но разве выиграет казна от такой жесткой политики государства? Разве значительное сокращение числа налогоплательщиков не снизит поступления в бюджет сильнее, чем новые меры поддержки бизнеса? Кажется, властям тут есть, над чем подумать.
Своего рода каникулы недавно ввел для корпоративных заемщиков Центробанк. Он рекомендовал финансовым организациям продлить реструктуризацию кредитов малого и среднего бизнеса до 31 декабря. Изначально срок действия этой меры истекал в конце сентября.