Бизнес рассматривает осенние перспективы / Коммерсант фм

Вторую волну кризиса бизнес может не пережить. В случае очередного витка пандемии и введения ограничений многим компаниям придется закрыться. Почти 80% предпринимателей оценили свои шансы на выживание в таком случае максимум в 50%. Это следует из опроса бизнесменов, который провел аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Чуть менее половины компаний не смогут заплатить налоги, на отсрочку которых ранее согласились власти. Как предприятия восстановились после первой волны? И чего бизнес ожидает от новой вспышки COVID-19?


Очевидно, что 2020 год запомнится российской экономике как год закрытия компаний. Многим не удалось пережить первую волну коронавируса. Например, владельцу кофеен Take and Wake Алексею Петропольскому уже пришлось закрыть половину своих заведений, оставшиеся работают, но оборот составляет лишь 80% от докризисных показателей. Другой его бизнес — бутик-отель «Чемодановъ». Он заполнен только на 70%, и то с учетом снижения цен на номера вдвое. Выручка до сих пор не восстановилась, долги давят на операционную деятельность.

И если вторая волна, как прогнозируют эпидемиологи, действительно придет, предприятия придется закрыть, говорит Петропольский:

«Не сможем отдать старые долги, а копить новые будет просто бессмысленно. Общепит мы закроем точно весь, гостиница у нас в собственности, но мы ее закроем. Мы ее попытались тянуть в коронавирус, это были издержки, мы просто докладывали деньги из своего кармана. Конечно, второй раз мы этого делать не будем. Что касается налогов, по общепиту это порядка 1,5 млн руб., по гостинице — около 4 млн».

Власти пытались помочь предпринимателям. Впрочем, и отсрочка по налогам, и кредиты, и мораторий на проверки — это полумеры, признает Алексей Петропольский:

«Кредит на зарплату совершенно не покрывал зарплату, на 10-20% нас где-то спасли. Что касается отсрочки на аренду городской земли, то нам ее просто не дали. А отсрочка налогов — последний удар по крышке гроба. Мы не успели накопить за это время денег, чтобы отдать эти налоги, которые мы отложили. Где арендодатели пошли нам навстречу, простили нам аренду, там мы выжили.В октябре нам помогут просто закрыться, если не продлят меры».

Не намного оптимистичнее ситуация в промышленности. Завод «Элкат» по производству проволоки смог пережить карантин с минимальными потерями, но если власти вновь введут ограничения, предприятие может остановиться, предполагает директор Максим Третьяков. Впрочем, он уверен, что правительство не решится принимать такие же жесткие меры, как весной:

«Второй раз экономику никто закрывать не будет, останавливать, потому что это коллапс для всей страны. Я думаю, мы будем работать в каком-то режиме, как сейчас, даже если будет объявлен карантин, но он вряд ли потребует остановки предприятий. Поэтому я искренне верю в то, что никаких перекрытий, остановок и прочего не будет ни в Москве, ни по всей России. Я не думаю, что будет легко, потому что нам не благоприятствует макроэкономика и вообще фон мировой политики, потому что падают цены на нефть, соответственно, ослабляется рубль».

Надеется на благоразумие властей и гендиректор сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров. После карантина компания восстановилась на 85%. За это время накопились сотни миллионов рублей долгов. И даже если вторую волну пандемии «Теремок» переживет, о каком-либо расширении бизнеса можно забыть: «Эти долги не тянут на дно, но это то, что не позволит в ближайшие, может быть, годы вообще развиваться. И вот это как раз и есть та самая рецессия, падение ВВП, о котором мы все говорили».

Как пишет “Ъ” со ссылкой на данные Росстата, за первые полгода российский нефинансовый сектор недосчитался более 3,5 трлн руб. Остается только догадываться, какой недополученный доход компаний будет по итогам года, если очередная волна пандемии действительно дойдет до России.

Эпидемиологи ожидают вторую волну COVID-19 этой осенью. По мнению медиков, она может быть связана с похолоданием и сезонной вспышкой гриппа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский