Рестораны и кафе станет сложнее закрыть по результатам проверок. Это следует из поправок в КоАП, которые подготовило Министерство юстиции. Деятельность предприятия будут приостанавливать, только если посетитель отравится каким-то блюдом. Причем заведение опечатают только на десять дней вместо 90. Сейчас список возможных причин для закрытия гораздо шире — это и неправильное хранение продуктов, и грязь в помещениях, и привлечение персонала без необходимых документов. В новой редакции КоАП за эти нарушения бизнесу грозит только штраф до 50 тыс. руб.
Это серьезно облегчит жизнь рестораторам, считает гендиректор юридической компании Urvista и основатель сети кофеен Take & Wake Алексей Петропольский:
«Рестораны часто попадают под так называемый потребительский экстремизм, когда люди постоянно жалуются на заведение. Любая претензия заканчивается проверкой, а любая проверка — это всегда торг на месте. У проверяющего есть так называемый административный ресурс, когда он может взять и приостановить деятельность конкретного ресторана на три месяца. А если у вас на юрлицо оформлена, допустим, как у меня, целая сеть кофеен, то он может одним росчерком пера закрыть все. И чем это заканчивается? Арендодателя такие проблемы не волнуют, и ты будешь платить эти три месяца аренду, при этом ничего не зарабатывая, и содержать штат сотрудников. Конечно, это равно банкротству. Поэтому рестораторы пытаются решить вопрос на месте, как-то договориться, а проверяющие этим пользовались».
Владельцы заведений называют введение поправок позитивным шагом на фоне кризиса в отрасли. В Федерации рестораторов и отельеров сообщали, что после отмены ограничений, связанных с COVID-19, около 20% предприятий общепита так и не смогли открыться. А к концу года, по прогнозам организации, из-за убытков могут закрыться до 50% всех кафе и ресторанов в стране. Но председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин опасается, что послабления приведут к ухудшению санитарных условий в заведениях общепита:
«Эти меры характерны для недоразвитых стран, так как уровень штрафов не является барьером для крупных сетей. На мой взгляд, приостановка деятельности — это правильный шаг. Что касается критерия отравления, то я не могу представить ситуацию, когда надзорное ведомство по каким-то справкам из больниц будет выходить на проверку. Число таких задокументированных историй достаточно мало, потому что доказательства, что это отравление связано с едой в ресторане, не всегда можно предоставить. Поэтому я считаю, что нужно все-таки придерживаться модели, когда вопиющие нарушения наказывались приостановкой деятельности, а не только штрафом».
Нынешнее наказание в виде закрытия ресторанов на 90 дней слишком жесткое, но оно почти не применяется, отмечает председатель Союза потребителей Петр Шелищ: «Закон, позволяющий на 90 дней приостановить деятельность и, по сути, разорить предприятие, суров, но им почти не пользуются. Это тот самый случай, когда суровость российского закона смягчается необязательностью его исполнения. Надзорные органы не решаются применять такие жесткие меры. Возможно, поэтому сейчас в правительстве решили, что стоит сократить этот предельный срок. Но хотелось бы, чтобы это применяли в тех ситуациях, когда действительно обнаруживается недопустимое санитарное состояние».
Рестораторы еще год назад обратились к Дмитрию Медведеву, который тогда был премьер-министром, и попросили исключить возможность закрывать заведений на 90 дней. Тогда он и поручил подготовить поправки в КоАП.