Госдума определяет основы введения обязательных требований в рамках «регуляторной гильотины». Как бизнес понимает законопроект? / Бизнес фм

Госдума 21 июля во втором чтении приняла законопроект, определяющий правовые и организационные основы введения обязательных требований, которые содержатся в нормативных актах, а также оценки их применения.

Документ, входящий в пакет о так называемой регуляторной гильотине, уточняет понятие обязательного требования, определяет цели, условия и основные принципы их установления. Законопроект комментирует член правления РСПП Игорь Юргенс.


«Пока ясности у нас нет. Целеполагание — это одно, а правоприменительная практика — совершенно другое. Я находился в состоянии проверки одним из органов государственной власти — три месяца дали подышать, но тут же вышли с большим количеством формальных вопросов. И суть не в том, что люди пришли что-то разрушить или сделать что-то плохое, их просто очень много, и каждый должен за что-то отчитаться. И вот все это ложится на бедные плечи тех, кто эти отчеты готовит. Абсолютно поддерживаю постоянный рефрен Алексея Леонидовича Кудрина: сократите наконец эту огромную государственную машину, которой в четыре раза больше теперь на душу населения, чем в Советском Союзе».


Эксперт по правовым вопросам «Опоры России», совладелец сети кофеен Take & Wake Алексей Петропольский отмечает: документ объясняет, какими законодательными актами можно будет регулировать взаимоотношения бизнеса и власти.

«Действительно, государство старается помочь бизнесу. Данный документ нам объясняет, какими конкретно законодательными актами можно будет регулировать взаимоотношения между бизнесом и властью, дает некий инструментарий. Не бизнесу, а скорее тем государственным служащим, правительствам тех самых регионов, где будет урезаться нормативно-правовая база по проверкам бизнеса и по регулированию бизнеса в тех или иных сферах. Пока что конкретики для бизнесменов здесь нет никакой. Нас интересуют больше классические проверки, которые каждый день касаются бизнеса: выездные налоговые, постоянные проверки правоохранительных органов и прокуратуры, постоянные проверки Роспотребнадзора и МЧС, у каждого ведомства есть нормы законов, которые невозможно соблюдать. Всех больше всего интересует, чтобы те же нормы Роспотребнадзора из десяти томов превратились в маленькую книгу на 12 страниц».

Гендиректор компании Ralf Ringer Андрей Бережной полагает, что должностных лиц, которые выписывают нормативные акты, имеющие незаконную подоснову, необходимо привлекать к ответственности.

«Мне кажется, трудно будет до тех пор, пока не будет действовать норма, которая бы вводила ответственность должностного лица за его действия, может быть даже формально законные, но имеющие незаконную подоснову. Когда берут и выписывают заведомо спорный акт проверки. Когда человек знает, что он заведомо создает сложности. Его лично можно было бы привлечь к ответственности, неважно, административной или уголовной. Они сейчас пользуются тем, что имеют право тебе что-то предъявить, а если ты считаешь, что должностные лица неправы, докажи это в суде. Ты идешь и доказываешь, что они неправы. Но это приводит только к отмене нормативного акта, выпустивший этот акт ответственности не несет».

Согласно документу, в целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц должен быть создан реестр, куда войдет перечень обязательных требований, информация об установивших их нормативных правовых актах и о сроках их действия.

Изначально предполагалось, что новые нормы вступят в силу уже с 1 января. Однако ко второму чтению профильный комитет по контролю и регламенту уточнил, что нормы закона о государственном и муниципальном контроле в случае его принятия вступят в силу только с 1 июля 2021 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский