Заголовки звучат интригующе: в кафе теперь можно оплатить счет взглядом. Речь, конечно, не идет о том, чтобы, пообедав, посмотреть на официанта или управляющего собачьими глазами и он не возьмет денег. Это оборудование, распознающее лица.
Клиент должен сдать в банк, в данном случае в «Сбер», биометрию, привязать ее к карте Visa. Получив счет, нужно посмотреть в камеру специального терминала, и с карты спишутся деньги за еду и напитки. Особенности работы системы объясняет основатель и генеральный директор компании VisionLabs (это непосредственный участник проекта) Александр Ханин.
— Там специализированная камера, которая распознает лицо и проверяет, что это реальный человек, а не фотография, манекен или кто-то в маске.
— Условно говоря, пришла в ресторан, хорошо выпила, лицо меняет свои очертания, возможно…
— Я могу сказать, что не только в пятницу, но даже в субботу утром распознаются нормально.
— Какие-то есть моменты, которые могут смутить пользователя? Мошенники?
— Если вас кто-то поймает и заставит насильно под дулом пистолета пойти и оплатить… Тогда действительно такой риск есть. Помните, что такой риск есть всегда.
Новшество тестируют в сети кафе Prime. Причем Сбербанк еще обещает и скидку тем, кто будет платить взглядом. Но эта тема гораздо шире. Системы распознавания лиц сейчас действительно работают очень хорошо. И даже способны узнать человека, если тот в маске или сделал небольшую косметическую операцию, потому что анализируются тысячи признаков. Но и вообще технологии все больше проникают в нашу жизнь.
Кассы самообслуживания уже давно стали привычными. Но сейчас появляются магазины, где касса вообще не нужна — покупатель сразу оплачивает товар по коду. Или «умные» тележки со сканером, которые считывают стоимость каждой покупки. Дело не только в самих технологиях, делающих жизнь удобнее. Для тех же ресторанов — это еще и привлечение новинкой клиентов, маркетинговый ход, говорит владелец сети кофеен Take & Wake Алексей Петропольский.
— Любой новый способ — это всегда привлечение клиентов. Если появится возможность оплачивать по биометрии, то есть через сетчатку глаза, через взгляд, через лицо, отпечаток пальцев, то это всегда будет привлекать все новых и новых посетителей. Я всеми руками и ногами за, чтобы все новые технологии внедрялись, и бизнес будет активно и точно ими пользоваться.
— Если вдруг что-то не сработало и карточки с собой нет?
— Если тебя вдруг ударили по лицу, оно уже явно не отвечает стандарту, который записан в биометрию… По всей видимости, будешь мыть посуду.
Сейчас все это становится еще актуальнее — у максимальной бесконтактности с человеком много сторонников. И не только с человеком, но и с купюрами. Поэтому можно предположить, что уже существующие сервисы, помогающие дать официанту чаевые с помощью карты, будут только развиваться. Тем более Минфин в свое время признал вознаграждение официанту подарком, который не облагается налогом. Но не стоит забывать, что за все рано или поздно придется платить.
Та же оплата с помощью QR-кода предполагает хоть и небольшую, но комиссию банкам. Все-таки технологии требуют больших затрат — и на оборудование, и на персонал. Да и скидки за оплату взглядом наверняка рано или поздно исчезнут. Правда, если говорить о ресторанах, то им все равно нужен кеш, чтобы покупать свежие продукты на рынках. Так что эта любовь к старым добрым наличным — без всяких технических новинок непреходящая.