Из-за новых ограничительных мер, о которых вечером в воскресение, 29 марта, объявили власти Москвы и Московской области, «удар по бизнесу будет колоссальным», заявил РБК председатель «Деловой России» Алексей Репик.
По решению мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Подмосковья Андрея Воробьева жители регионов из-за распространения коронавируса должны будут оставаться дома, выходить можно будет только для получения медпомощи, за продуктами, в аптеки, для выгула собак и выноса мусора. Для поездки на работу смогут покидать дом только отдельные категории сотрудников из сфер, деятельность которых разрешена, например медики, работники аварийных служб, продовольственных магазинов, служб доставки и так далее. Срок действия мер не установлен.
Это означает, что малый и средний бизнес не сможет возобновить работу и по окончании нерабочей недели, которую ввел президент Владимир Путин с 30 марта до 5 апреля для предотвращения быстрого распространения коронавируса, сказал РБК председатель бюро по защите прав предпринимателей московского отделения «Опоры России» Алексей Петропольский. По его словам, в течение следующей недели изоляции будут тестироваться новые режимы.
«А потом будем сидеть, пока не будет очень серьезного падения статистики заболеваемости», — сказал Петропольский. По его мнению, это произойдет только через месяц.
Как подчеркнул Репик, сейчас необходимо не только помогать тем, кто уже потерял работу (в Москве и Подмосковье ввели специальные выплаты для потерявших работу из-за вируса), но стараться в первую очередь не допустить, чтобы безработица росла по экспоненте, а для этого нужно максимально поддержать компании. «Необходимо найти механизмы с содействием нашей банковской системы, <…> накачать компании качественной ликвидностью. Может быть, это возможно через субординированные кредиты или через продажу привилегированных акций, но важно, чтобы после кризиса бизнес мог восстановиться», — сказал он.
Для того чтобы избежать роста безработицы, «Деловая Россия» предлагает ввести отрицательный налог на фонд оплаты труда и таким образом стимулировать бизнес сохранять сотрудников даже в условиях, когда они будет вынуждены простаивать. «Мы предлагаем шкалу, в рамках которой сотрудники с зарплатой до 5 или 10 МРОТ — сейчас дискуссия идет [о пороге] — должны получать за каждую заплаченную 1 тыс. рублей [зарплаты] 200 рублей компенсации от государства», — объяснил глава «Деловой России», отметив, что других инструментов избежать массовых увольнений при действии новых ограничений он не видит.
Петропольский из «Опоры России» считает, что малому и среднему бизнесу следует в нынешних условиях «ничего не платить по максимуму, кроме зарплат». РБК направил запрос представителю Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), представляющего интересы преимущественного крупного бизнеса.
Ограничительные меры, введенные в Москве и других регионах, подпадают под понятие форс-мажора, сказал Петропольский. В связи с карантином множество обязательств по договорам будет не исполнено: например, возможны срывы сроков доставки товаров по договорам поставки, также арендаторы могут отказаться платить за арендуемые площади, если использование их стало невозможно в связи с режимом самоизоляции, и т.д., следует из обзора юридической фирмы Debevoise & Plimpton (копия есть у РБК).
Сторона, ссылающаяся на обстоятельство непреодолимой силы, по внутрироссийскому договору может получить сертификат о форс-мажоре, выдаваемый Торгово-промышленной палатой (ТПП) соответствующего региона — Москвы, Московской области и так далее. 20 марта правкомиссия по повышению устойчивости российской экономики рекомендовала ТПП России обеспечить процедуры свидетельствования форс-мажора при реализации таких контрактов.
Предприниматель, ссылающийся на форс-мажор, должен предъявить в ТПП заявление с подробным изложением причин и оснований для обращения, копию договора, документы органов власти, содержащие чрезвычайные запретительные или ограничительные меры, говорится на сайте палаты.