Как в Москве сражаются с коронавирусом / Новая газета

В России пока было зафиксировано только два случая COVID-2019. Еще трое россиян заболели коронавирусом в Японии и сейчас находятся на карантине в Казани. Несмотря на это, в Москве развернуты масштабные противоэпидемиологические меры, которые включают в себя карантин на 2000 человек и убой бездомных животных.

26 февраля «Ведомости» сообщили о том, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции управление Роспотребнадзора по Москве выпустило предписание усилить дезинфицирующий режим в объектах столичного общепита. Согласно источникам издания, после введения новых правил персонал ресторанов должен будет работать с посетителями в масках (при этом менять их каждые три часа), все сотрудники должны будут пользоваться антисептиками. В документе также указана необходимость дезинфекции залов утром и вечером.

Кассовые аппараты и дверные ручки придется дезинфицировать раз в час. Ужесточаются меры по режиму мойки посуды: ее и столовые приборы необходимо дезинфицировать в течение 90 минут при температуре не ниже 65 градусов.

Одно из наиболее затратных противоэпидемиологических предписаний — установка бактерицидных ламп в помещениях, где собирается много людей.

Документ распространили пока лишь в кругу нескольких московских рестораторов. Некоторые из тех, с кем поговорила «Новая газета», встретили эту новость не слишком радостно.

«Предписание начинается с того, что персонал нужно обеспечить масками. Как это сделать, когда масок в городе нет (неделю назад ФАС действительно сообщила о дефиците масок в Москве. Д. К.)? К тому же, как это может помочь в случае коронавируса — неизвестно, — говорит совладелец сети «Теремок» Михаил Гончаров. — Мы будем выполнять правила, которые сможем соблюсти. Можно, конечно, повысить температуру в посудомойке, но это просто смешно».

К тому же новые правила обернутся для рестораторов серьезными издержками. Чтобы оборудовать даже небольшое кафе всеми необходимыми средствами, может понадобиться от 100 до 150 тысяч рублей, рассказывает руководитель консалтинговой компании Urvista и владелец кофеен Take and Wake Алексей Петропольский:

«[Роспотребнадзор требует от заведений] приобрести дорогостоящее медицинское оборудование. Один фильтр воздуха, который дезинфицирует 100 кв. м помещения, стоит порядка 50 тысяч рублей. При этом речь идет еще и о лампах, бактерицидных масках, тотальной дезинфекции».

Однако более значимые потери могут вызвать снижение потока посетителей:

«Человек будет приходить попить кофе, а к нему будет подходить официант в перчатках и маске и будет при нем натирать [дезинфектором] стакан и опрыскивать стол специальными пахучими растворами. Это будет больше напоминать поход в больницу», — говорит Петропольский.

При этом, по словам рестораторов, часть новых требований Роспотребнадзора совпадает с обычными санитарными требованиями. А еще многие компании привыкли в сезоны гриппа предпринимать противовирусные меры без наставлений ведомства.

«Каждый год компании отправляют всех [сотрудников] прививаться, запасаются антивирусными препаратами, мониторят, кто болеет, а кто нет. В заведениях начинают чаще убираться и проветривать помещения. Это нигде не регламентировано, но все и так вводят дополнительные меры, потому что в противном случае их бизнес понесет убытки», — говорит президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.

Схожие требования Роспотребнадзор уже совместно с Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА) выдвинул для розничных сетей. Об этом «Коммерсанту» сообщили в X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). В сеть «Вкусвилл» рекомендации поступили от управ разных районов Москвы.

Для ритейлеров издержки могут оказаться еще более масштабными: по подсчетам издания, только сеть «Магнит» может потратить на маски до 5 млн руб, если приобретет их для всех сотрудников.

Молекулярный биолог и научный журналист Ирина Якутенко в целом называет большую часть требований Роспотребнадзора полезными. Вопросы скорее вызывает то, как эти меры будут соблюдать.

«К примеру, предлагается устанавливать бактерицидные облучатели закрытого типа (рециркуляторы). С одной стороны, такая практика есть, к тому же не только в России, но и в других странах. Обрабатывая воздух ультрафиолетом, они портят РНК и ДНК вирусов и бактерий. При этом эффективность этих облучателей не такая высокая, как пишет производитель. Также исследования показывают, что они работают больше против бактерий, чем вирусов. Качество работы зависит от наличия специальных фильтров, которые не пускают в аппарат пыль, количества ламп и особенностей компании-производителя. Если брать облучатели, производство которых было плохо проконтролировано, или купить самое дешевое оборудование, вместо облучателя на стене будет просто декоративная коробка», — объясняет Якутенко.

К полезным мерам биолог относит протирку поверхностей с дезинфицирующими средствами:

«Родственники нашего коронавируса MERS и SARS действительно к этому неустойчивы».

Для дезинфекции посуды хватает и обычной посудомойки. Под сомнение, однако, попадает эффективность ношения масок, в том виде, в котором меры прописаны в требованиях Роспотребнадзора.

«В первую очередь маска защищает окружающих от человека, который болеет. Она может защитить человека от вируса, но тогда ее стоит менять чаще, чем раз в два часа. Как только маска становится влажной от дыхания, она тут же становится проводником [для вируса]. К тому же в ней человеку приходится глубже дышать, что подвергает его [дополнительному] риску заболеть», — отмечает Якутенко.

Пока предписания, правда, не являются чем-то большим, чем рекомендациями, чтобы «повысить бдительность». Не так важно, в какие рестораны пришло письмо из санитарного ведомства, в силу постановление все равно вступит, только когда его опубликуют в «Российской газете» или подобном московском издании, объясняет Алексей Петропольский. Тогда правила будут обязательны для всех, кто связан с общепитом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский