«Элемент сговора есть»: как мошенники и банкиры крадут деньги у народа / Царьград

Банки возвращают клиентам только каждый седьмой рубль, переведённый без их согласия, то есть 15% от общей суммы украденного, — такие данные опубликовал российский Центробанк. Низкий уровень компенсаций связан с тем, что многие клиенты, по мнению банкиров, сами выдают личные данные мошенникам.

Ведущий «Царьград. Главное» обсудил тему с юристом Алексеем Петропольским. Он поинтересовался у эксперта, действительно ли клиенты виноваты в том, что с их счетов крадутся деньги, либо можно допустить немного конспирологии и предположить, что в некоторых случаях имеет место сговор банкиров и мошенников. 

«Если мы говорим о юридических лицах, то здесь в подавляющем большинстве есть элемент сговора. Потому что мошенники, которые пользуются тем, что подделывают, допустим, ЭЦП предпринимателей и в дальнейшем списывают деньги с расчётных счетов через банк клиента у юрлица, они знают, что у этого юрлица есть деньги на расчётном счету, ещё я ни разу не видел уголовных дел, чтобы списали 10 тысяч рублей. Туда заходят целенаправленно, зная, что либо средний остаток большой, либо в момент, когда была совершена крупная сделка, деньги есть», — прокомментировал Петропольский.

По его словам, в сговор с мошенниками вступают не банкиры в лице руководства, а, как правило, операционисты, менеджеры, которые знают остатки по счетам. 

«Они, как правило, сливают неким хакерским группировкам такие данные, те на низком старте быстро готовят пакет документов, левый расчётный счёт, и деньги в течение суток уже уходят безвозвратно. Я лично только вёл подобных дел десятки в прошлом году. Суммы исчислялись сотнями миллионов рублей», — признался юрист. 

Он подчеркнул, что мошенники чётко знают, когда зайдут деньги на счёт и каким образом они их будут выводить. 

«Предприниматели же в этом случае с деньгами могли только попрощаться. Поскольку банк в этом случае не несёт никакой ответственности и списывает всё разбирательство на Следственный комитет, который должен взыскать эти деньги в рамках уголовного судопроизводства», — продолжает Петропольский, добавляя, что банки в этом случае пользуются своим правом не проверять качество транзакций и каким-то образом препятствовать мошенникам. 

«Они смотрят по ЭЦП — данный человек имеет право подписи, документы отсылались, вроде как приезжал, договоры с доверенностями подписывал, а то, что все эти люди оказались по факту мошенниками и уголовниками, это пусть следствие разбирается, доказывает и признаёт ущерб», — пояснил эксперт. 

Что касается физических лиц, то ситуация здесь, по его словам, аналогичная, но более масштабная. Так, существует огромное количество фейковых call-центров, из которых звонят каждый день десяткам тысяч людей, представляясь сотрудниками банков, выманивают у них все данные и потом по этим данным переводят деньги с карты физлица на карты подставных физлиц, описывает самую простую схему Петропольский. 

«Вариант, когда возвращаются те самые 15 процентов, это не банк вернул деньги, а клиент вовремя позвонил. Они ещё не успели их списать с коррсчёта, то есть платёжка ушла, но до конца ещё не было потеряно. И успевают её притормозить и вернуть», — поясняет он.

Петропольский признал, что клиенты действительно очень часто сами передают все данные мошенникам, потому что последние звонят и вводят в заблуждение. 

«Если мы говорим о так называемом кардинге, когда к банковскому аппарату подключают определённое оборудование, которое считывает полностью данные ваших карт, то здесь, конечно, нужно привлекать и сам банк. Потому что любой банкомат охраняется, там висит камера, там присутствует охранник, и он должен наблюдать за тем, что происходит с банкоматом. По факту же мошеннические действия совершаются по отношению к банку и в его безопасности конкретно брешь, если в течение десяти минут кто-то ковыряется в банкомате и, собственно, никто на это никак не реагирует», — добавил юрист, отмечая, что также встречаются случаи, когда людей под угрозой убийства или насилия заставляют снять деньги с карты.

Защититься от подобного рода мошенничества довольно тяжело, подчёркивает Петропольский. 

«Есть депозиты, которые невозможно вскрыть без личного присутствия в банке. Но, как мы знаем, вклеить в паспорт какие-то данные, в случае, если сливается информация, никаких великих проблем нет. С учётом того, что в поисковиках в прошлом году появлялись десятки тысяч копий паспортов, слитых банками, причём госбанками, то сейчас пойти и заказать где-то дубликат такого паспорта с другой фотографией, если ты знаешь, что у человека есть вклад, и снять этот вклад тоже не редкость, и будет происходить и впредь. Поэтому лучше всего хранить в банке, но в стеклянной и под кроватью», — предложил эксперт. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский