Гаражников ждёт «амнистия» / Вести фм

Незаконным гаражам пропишут амнистию. Правительство рассматривает проект закона о приватизации гаражных боксов, которые юридически никак не оформлены. Под амнистию попадут не все гаражи. Большую часть при оформлении могут признать самостроем и обяжут снести. Эксперты говорят и о новой обязанности собственников платить налоги с гаражей. Кому поможет «гаражная амнистия» – экономический обозреватель “Вестей FM” разбирался Павел Анисимов.

Скоро граждане смогут оформить гаражи, которые по факту принадлежат им, но документа о собственности у них нет. Такие постройки нельзя застраховать, завещать, переписать на родственника. Продать можно только по расписке о передаче денег, и новый владелец тоже будет бесправным. В Росреестре насчитали 3,5 миллиона неоформленных гаражей. В реальности их больше. Нужна «гаражная амнистия» – по аналогии с «дачной», чтобы убрать правовой пробел с гаражами и землёй под ними, говорит глава думского Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

НИКОЛАЕВ: Это имущество находится в “подвешенном” состоянии с точки зрения права: вроде оно есть, а по бумажкам его даже нет. И, конечно, здесь речь шла только о системе так называемой амнистии, когда государство должно признать, что эти гаражи есть, это действительно законно приобретённая собственность.

Самый важный для гаражников вопрос – по каким критериям будут амнистировать. В Росреестре говорят, что по «упрощёнке» оформят только постройки до 1997 года, когда заработал новый Гражданский кодекс. Кроме того, для регистрации земли нужно подтвердить, что гараж, на которой он стоит, ваш. Это, например, бумага о выплате пая в гаражном кооперативе, решение о распределении боксов, квитанции за свет и эксплуатацию или выписка БТИ, если гараж удалось зарегистрировать без оформления земли. Возможно, придётся собирать все эти бумаги, но на практике достаточно только членской книжки ГСК, говорит директор фирмы «Юрвиста» Алексей Петропольский.

ПЕТРОПОЛЬСКИЙ: Понадобится одна, самая главная бумага – это выписка о том, что вы являетесь членом гаражного кооператива с такого-то года, платите все взносы вовремя. Если вы являетесь членом этого кооператива больше 3 лет, то по факту этой бумаги будет достаточно. «Дачная амнистия» была примерно такой же: если человек давно состоял в кооперативе, то автоматически кадастровая палата ставила на учёт, а Росреестр регистрировал.

Вслед за правом на землю под гаражом и на сам бокс граждане получат квитанцию о налоге. Впрочем, нельзя сказать, что сумма кого-то разорит. В Москве, например, минимальная ставка – 0,3% от кадастровой стоимости. Если гараж оценят, к примеру, в 200 000, ежегодный налог составит всего 600 рублей. Конечно, правильно оформленная недвижимость наверняка подорожает. Но это даже лучше – собственник сможет законно продать гараж по хорошей цене, если он ему не нужен.

У «гаражной амнистии» много ограничений, говорят юристы, и больше половины владельцев гаражей этот закон не затронет. Например, когда ГСК строился с нарушениями или вообще был самозахватом – нет договора аренды на землю с муниципалитетом, но гараж пока не трогают. Если попытаться оформить такую постройку по амнистии, то её, возможно, прикажут снести. Так считает руководитель корпоративной практики Александр Ермоленко.

ЕРМОЛЕНКО: Бывает, что собрались, построили и уже лет 30 – 40 пользуются, а документы все-таки не оформлены надлежащим образом. С точки зрения нынешних стандартов это может быть похоже на самострой. Но зачастую бывает и так, что это были просто «ракушки», потом – какие-то некапитальные строения, а это уже – самозахват земли. Возникает более-менее кучное строительство где-то во дворах. Поэтому опасность сноса действительно есть.

Если сравнивать «гаражную амнистию» с «дачной», то, вероятнее всего, приватизировать получится стационарные гаражные постройки в составе кооперативов, единственная проблема которых – это право на землю, а на остальные бумаги оформлены. Кроме того, нужно быть членом ГСК как минимум 3 года – с отметками в членской книжке. Что касается самостроя – «ракушек» и сварных гаражей, их владельцы рискуют тем, что в итоге машине придётся “ночевать” на улице. В первую очередь это хаотичные стоянки во дворах. Шансы их приватизировать близки к нулю: получить разрешение на отчуждение такого участка земли невозможно в принципе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский