Кассы самообслуживания, тележки с устройством для сканирования товара. Возможность отсканировать покупку через приложение в мобильном телефоне, тут же с помощью смартфона оплатить и спокойно идти на выход. Это новая реальность нашего ретейла, которая уже приходит. Пионеры, конечно, банки. Мы в финтехе, наверное, впереди всей планеты. И теперь, когда телефон заменяет нам банковское окошко, эти же технологии завоевывают торговлю.
Вышеупомянутые «умные» тележки появились в магазинах «ВкусВилл». Сканирование и оплату с помощью QR-кода тестируют в «Азбуке вкуса» и разрабатывают в «Магните» — технологиям покорны все классы супермаркетов. Нельзя сказать, что в высокотехнологичном ретейле мы тоже лидируем, скорее идем вместе с другими странами, например, с США, рассказывает совладелец сети кофеен Take & Wake Алексей Петропольский.
«В Америке в любом бизнес-центре на первом этаже будет стоять некий мини-маркет, где каждый человек сам выбирает любой товар, сам оплачивает его по QR-коду и забирает. По статистике, доля воровства в таких магазинах не превышает 3%. Издержки на фонд оплаты труда, на администрирование уже не 2-3% от выручки, а 20-30%. Нужно понимать, что это реальная экономия».
У нас ситуация все-таки иная. В отличие от США и других западных стран, в России дешевая рабочая сила, а техника дорогая. К тому же для ее обслуживания нужны специалисты. Им надо платить значительно больше, чем кассирам. Это может затормозить развитие. Хотя крупным сетям, которые вытесняют мелкую розницу, прогресс по карману. Расчеты приводит генеральный директор компании «Эвотор» Андрей Романенко.
Андрей Романенко генеральный директор компании «Эвотор» «Тренд на автоматизацию идет. Средняя зарплата кассира на уровне 30-40 тысяч, чтобы автоматизировать автоматическую кассу, думаю, нужно около полумиллиона. То есть, в принципе, за полтора года капекс отбивается. Это совершенно нормально, чтобы вкладываться в такую технологию».
А дальше нас ждет то, что уже отработано на агрегаторах такси, — динамичное ценообразование. Сейчас товары сопровождают бумажные ценники, и магазин по закону обязан нам продать эти товары по той цене, что указана на бумажке. В будущем ценники станут электронными, и цифры на них в течение дня будут меняться. В интервью Business FM руководитель технопарка «Физтех» Александр Ручьев рассказал об уже работающей цифровой платформе, которая как раз управляет стоимостью товаров.
— Мы меняем ее в зависимости от внешней конъюнктуры — раз в сутки, два раза в сутки.
— А ведь раньше люди всегда знали, что батон хлеба стоит ровно 18 копеек, и были счастливы, а так у них в течение дня будет меняться ценник…
— А сейчас батон может стоить 12 копеек в зависимости от свежести батона. Может быть, человек именно такой батон и выберет, а не за 18 копеек.
Как главный итог, кассирам, мерчендайзерам и другим сотрудникам придется менять работу. Какой объем ручного труда заменит автоматика, пока оценить сложно. Уйдут, конечно, не все. Например, продавать алкоголь и сигареты по паспорту пока может только живой кассир. Хотя в перспективе, с электронным паспортом и системой распознавания лиц, и тут человека сможет заменить машина. Скажется ли все это на ценах в магазинах в ту или иную сторону? Не факт. Но то, что покупать становится удобнее, — точно.