Частников незаконно заставляют сносить заборы из-за «красных линий». Так называют границу между личной и муниципальной землями. Всё, что выходит за «красную линию», считается самовольным захватом. Местные власти требуют перенести постройки или сносят за счёт владельцев. По словам юристов, если земля узаконена, то предписание о сносе можно оспорить. Прецедент уже есть – в Барнауле местные жители выиграли спор с чиновниками о «красных линиях».
Конфликты из-за «красной линии», на которой заканчивается «своё» и начинается муниципальное, бывают не реже, чем споры между соседями по поводу межи. Человек покупает участок с документами, строится, а потом приходит местная администрация с претензией, что он залез на казённую землю. «Захватчиков» штрафуют и заставляют передвинуть забор вглубь своего участка. Если на полосе отчуждения стоит дом – его сносят.
Пугающие частников «красные линии» – это границы территорий общего пользования, которые нельзя занимать частникам. Эти границы как действующие, так и будущие: например, запланировано строительство новой широкой дороги, и границу смещают в частный сектор. По закону муниципалитет обязан выкупить землю и строения под снос. Но компенсацию платят редко: в суде администрация показывает свежий генплан, по которому собственник внезапно стал самозахватчиком.
В редких случаях постройки не трогают. В Барнауле, например, из-за переноса «красных линий» на нескольких улицах администрация обязала убрать все заборы и хозблоки. В итоге суд решил, что требование властей незаконно. По бумагам люди владели участками с прошлого века, а генплан с новыми границами появился несколько лет назад. Суды обязаны сравнить давность права собственности на участок и нанесения «красной линии», отмечает гендиректор юридической фирмы «Юрвиста» Алексей Петропольский. Если документы на землю и дом – в порядке, то это – уже проблема местной администрации.
ПЕТРОПОЛЬСКИЙ: Если у вас земельный участок прилегает к дороге, а градостроительный план зону отчуждения увеличил, то по закону вам положена компенсация стоимости в случае изъятия земельного участка плюс дома. Вам должны компенсировать стоимость участка по рыночной цене либо оставить всё как есть.
«Красные линии» «залезают» на частные владения из-за ошибок в оформлении прошлым собственником. Или когда нынешний владелец решил «прирезать» пару метров и без разрешения передвинул забор на муниципальную землю. Зоны отчуждения внезапно расширяют вдоль трубопроводов – для большей безопасности. В итоге «СНТ на трубе» идут под снос. Некоторые садоводы получают компенсацию, так как, зная об опасном соседстве, оформили дома по «дачной амнистии», без занесения точных координат в Росреестре. Те, кто не успел, не могут зарегистрировать постройки за «красной линией» и ждут предписания о сносе за свой счёт, рассказывает директор кадастровой компании «Вита-Хауз» Марьян Будич.
БУДИЧ: Все участки, которые сейчас попадают в охранную зону, – в зоне риска, так как люди не смогут оформить свои объекты недвижимости. У нас есть заказчик, у которого дом расположен в охранной зоне РЖД, и вокруг дома построены, зарегистрированы, стоят не один десяток лет, а он теперь не может оформить свой дом, потому что недавно образовали охранную зону.
«Красные линии» постоянно «гуляют», и в случае претензий со стороны администрации собственник должен сначала перепроверить границы своего участка по документам на землю и дом. Если всё правильно, можно не волноваться. С гаражами и хозпостройками – сложнее. По закону их можно не регистрировать, чем многие пользуются. Если на такое строение зашла «красная линия», нужно выяснить, точно ли гараж – в границах личного участка. Если это так, его не тронут или выплатят компенсацию. Бывает, что земля и дом вообще не оформлены. В таком случае человек, скорее всего, проиграет спор по зоне отчуждения. Ему придётся переносить забор на «красную линию» градостроительного плана. Если на руках есть старые документы на землю, её можно узаконить в Росреестре. Границы участка определяет кадастровый инженер, и в спорных случаях придётся судиться.
Другой случай – когда собственники действительно «прирезают» муниципальную землю до дороги от своих домов. Оказывается, и такой самозахват можно узаконить. Владельцы наделов подают документы на публичные слушания о переносе «красной линии» дальше от участков. Если получится, штрафы и предписания снос заборов аннулируют, а затем можно попытаться оформить землю в собственность.