Росстат сообщил о снижении доли малого и среднего бизнеса / Бизнес фм

Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике сокращается, хотя по планам правительства должна неуклонно расти, сообщает РБК со ссылкой на данные Росстата. Так, в 2017 году она составила 22% ВВП, а в 2018-м опустилась до 20,2%. Данные об итогах 2019 года появятся к концу этого года.

Объем ВВП в 2018 году в текущих основных ценах составляет 93,6 трлн рублей, то есть на долю малого и среднего бизнеса приходится около 19 трлн рублей, отмечает издание.

При этом президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию в 2018 году говорил, что к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП «должен приблизиться к 40%». Впрочем, в соответствующем национальном проекте была поставлена более скромная цель — 32,5% ВВП к 2024 году.

Business FM узнала, что думают о такой статистике сами представители малого и среднего бизнеса. Член федерального президиума Ассоциации малой торговли, бывший генеральный директор компании «Табачный капитан» Антон Воронов считает, что малая торговля в России, по сути, находится на грани разорения:

«Понятно, что декларативно есть желание увеличивать долю малого и среднего бизнеса. Для этого принимаются какие-то меры, есть агентства по кредитованию малого и среднего бизнеса, какая-то часть чиновников этим занимается — от этого, может, и есть какой-то толк. С другой стороны, есть и другое движение — все проблемы в экономике, в общем-то, решаются за счет малого и среднего бизнеса. То есть все эти увеличения налоговой нагрузки, увеличение контроля в первую очередь бьют, конечно, по маленьким. Что касается климата в принципе, у нас пока полугосударственная экономика. Предпринимателю в текущих налоговых, административных барьерах очень тяжело выжить. Все, в принципе, едва сводят концы с концами. Малая торговля, по сути, просто на грани разорения».

Совладелец сети кофеен Take & Wake Алексей Петропольский подчеркнул, что в России бизнес закрывается массово.

«Количество закрывшихся предприятий, особенно ООО, порядка 700 тысяч по России. Да, это часть фирм-однодневок, часть фирм с реальным бизнесом, но мы не упали до 15% лишь из-за того, что происходит дробление в целях налоговой оптимизации. То есть огромное количество сотрудников увольняют и заставляют регистрировать ИП. Огромное количество предприятий меняет форму с ООО на ИП. Почему так происходит? В первую очередь, из-за того, что собираемость налогов за последние три года росла по 20% в год. Из своих внутренних резервов путем сокращения издержек, сокращения зарплат, уменьшения наценки люди выплачивали эти налоги за последние деньги. Кто не выдерживал, тот вынужден был закрываться. Говорить о том, что можно куда-то расти и развиваться, нельзя. А если еще взять бюрократические препоны в виде постоянных проверок со стороны МЧС, Роспотребнадзора, управы… Мы часто получаем штрафы в 40-50 тысяч по почте, оспаривать их даже не успеваем, хотя они зачастую незаконны или их выписали не при нас. Я еще юрист по второй профессии и могу в рамках диалога какие-то штрафы снять, а другие предприниматели просто закрывают предприятия, выкидывают учредительные документы в помойку и оставляют свои компании с долгами».

Среди основных действующих инструментов поддержки малого и среднего бизнеса — льготное кредитование и субсидирование сектора. Но поручение президента по кредитованию малого производственного бизнеса под ставку 6,5% выполнено не было, а сам инструмент не создан, сообщала Счетная палата в отчете о реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». По состоянию на 1 ноября прошлого года малый и средний бизнес получил кредитов на 131 млрд рублей при целевом показателе в 1 трлн рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский