Друзья взяточников могут лишиться имущества. Конституционный суд подтвердил право забирать квартиры и ценности в доход государства не только у родственников, но и у знакомых коррупционеров. Об этом говорится в определении высшей инстанции по жалобам родных и друзей бывшего полковника Захарченко. Они пытались оспорить конфискацию у них имущества на 9 миллиардов рублей. Чтобы отстоять собственность, родственники и знакомые должны доказать, что всё покупали «на свои».
Совместное фото с вечеринки, статус «друзья» в соцсетях – вполне возможно, этого будет достаточно, чтобы привлечь внимание борцов с коррупцией. Громкие дела о миллиардных взятках госслужащими тянут за собой их окружение. Наворованное отбирают не только у супругов – они обязаны вместе отчитываться о доходах и тратах. Имущества лишаются родители, гражданские жёны и друзья коррупционеров, если их уличают в отмывании денег. Комментирует адвокат Алексей Мельников.
Фотографии могут быть – как кто-то с кем-то в ресторан ходил. Соцсети – вполне можно тоже такой критерий использовать, подтверждающий, что это – близкий друг, допустим, они переписываются много. И из этого можно вывести предположение, что какое-то имущество находится не в собственности у друга коррупционера, а он “держатель” этого имущества.
Госслужащие, их жёны, мужья и малолетние дети обязаны декларировать свои доходы и крупные покупки. Под ними понимают траты больше трёхлетнего заработка семьи чиновника. Если расходы – больше заявленного дохода, купленную квартиру или дом могут забрать в пользу государства. Коррупционеры идут на хитрость – просят знакомых оформить имущество на себя.
У семьи и подруг бывшего полковника МВД Захарченко конфисковали имущество и ценности на 9 миллиардов рублей. Суд решил, что их доходы несопоставимы с роскошью, которой окружил себя бывший полицейский.
Другой чиновник-миллиардер – экс-глава Клинского района Подмосковья Александр Постригань – переоформил на родственников и друзей почти 2 000 земельных участков и домов из госсобственности. Юристы до конца не понимают, кого посчитают другом коррупционера и чьё имущество арестуют. Не исключено, что под это определение попадут и случайные покупатели сомнительной недвижимости, полагает Алексей Мельников.
Ещё есть известное дело Шестуна, по которому тысячи земельных участков, как говорит следствие, записаны на всяких друзей-товарищей. И вполне возможно, что кто-то из этих друзей имеет свой собственный участок. И у него этот участок будет конфискован просто потому, что он – хороший знакомый Шестуна.
У бывшего главы Серпуховского района Александра Шестуна нашли подмосковной недвижимости на миллиард рублей. Почти всё оформлено на родных и друзей.
Коррупционные связи легко проверить, возражает гендиректор юридической фирмы «Юрвиста» Алексей Петропольский. Всё “сомнительное” имущество вернулось в бюджет после тщательного расследования.
Были следственные действия, в рамках которых чётко установлено, что данное имущество было куплено на деньги, заработанные преступным путём. Именно благодаря этим действиям, проведённым следствием, было арестовано это имущество и выморочено в пользу государства. Это никак не касается простых граждан, которые общаются с некими чиновниками.
Подобная практика не нова – в Налоговом кодексе была норма о контроле над крупными расходами россиян. Граждане должны были пояснить, откуда у них деньги на дорогой автомобиль или дом. Сегодня суд в любом случае даёт всем возможность доказать законность покупки имущества – достаточно показать справку о доходах из налоговой. Причём речь идёт исключительно о госслужащих, их родственниках и близких.