Садоводам построят дороги и коммуникации. Правительство поддержало идею проведения за счёт бюджета коммунальных сетей в коттеджных посёлках. Дачникам будет легче добиваться от муниципалитетов благоустройства кооперативов. Но у властей не всегда есть на это деньги. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов продолжит тему.
Суть поправок в закон о садоводстве – разрешить строить дороги и другую инфраструктуру в дачных кооперативах на бюджетные деньги. В нынешней редакции муниципалитеты могут только поставлять тепло, электричество, воду, газ или отводить сточные воды. Все коммуникации садоводы строят за свой счёт: сами оплачивают прокладку асфальта от трассы, договариваются с электриками, на свои деньги «разводят» газ по домам. Законодатели предлагают разрешить муниципалитетам финансировать проведение коммунальных сетей внутри дачных посёлков, говорит гендиректор компании «Юрвиста» Алексей Петропольский.
ПЕТРОПОЛЬСКИЙ: Сейчас муниципалитет не имеет права на законодательном уровне выделять на это бюджетные средства. Подвести коммунальные сети можно к общим границам территории, а заняться подключением на территории СНТ уже нельзя. Этот законопроект разрешает муниципалитетам действовать и внутри.
В прошлом году Москва за свой счёт построила и отремонтировала подъезды почти к сотне подмосковных СНТ. Для небогатых регионов в законе есть оговорка: они могут (но не обязаны) финансировать такие работы. Если есть деньги – можете помогать дачникам, нет – никто не накажет. Эксперты не исключают, что первыми за бюджетный счёт обустроят поселки, собственники которых как-то связаны с районной администрацией. Все муниципалитеты заинтересованы, чтобы участки под СНТ на их территории застраивались, говорит гендиректор компании «Земер» Илья Терентьев. Например, если помочь коттеджному поселку с дорогой, потом налогов поступит в разы больше, чем с пустыря.
ТЕРЕНТЬЕВ: Сейчас огромная проблема в том, что очень много земли, к которой нет доступа и которая не обеспечена какими-то социальными гарантиями. Когда дорога подводится к участкам – они продаются, люди начинают платить налог на недвижимость, и вложения в дорогу и инфраструктуру со временем всё же будут окупаться.
Непонятно, в чьей собственности окажутся построенные за бюджетный счет коммуникации. Если их возьмёт на баланс местная администрация, дачная коммуналка может подешеветь. Например, за содержание дорог придётся платить меньше, поскольку чистить муниципальным трактором выгоднее, чем покупать свой или договариваться с частниками. Комментирует юрист Глеб Подъяблонский.
ПОДЪЯБЛОНСКИЙ: Сегодня практика такова, что любой посёлочек попадает в кабальную зависимость от людей, который этот ДНП создали. Они собирают со всех деньги, диктуют собственные тарифы, запрещают подключаться напрямую к ресурсоснабжающим компаниям. Здесь получается, что администрация сама может зайти и провести коммуникации на территории подобных партнёрств.
Регионы сами решат, надо или нет создавать ЖКХ для коттеджных посёлков. Многие СНТ – это бывшие колхозные поля. Тянуть туда дорогу и коммуникации – в несколько раз дороже, чем благоустроить жилую деревню, где тоже нет водопровода и канализации.