Москва начала выселять малый бизнес из домов, попавших под реновацию. За минувший месяц власти столицы изъяли более 30 помещений, которые занимали небольшие предприятия. Город готов предоставить новые или выплатить компенсацию, но торговцы все равно рискуют оказаться на улице. С чем это связано? И как изменится рынок ритейла? Разбирался Иван Корякин.
Около 5 тыс. кв. м — такую площадь потерял столичный малый и микробизнес с конца января. Власти изъяли объекты для «государственных нужд», то есть чтобы в рамках программы реновации снести дома, в которых располагались магазины. Теперь собственники оказались перед выбором — получить компенсацию или новое помещение. Гендиректор юридической компании Urvista Алексей Петропольский выбрал первый вариант и оказался, по его словам, в плюсе: «У меня было помещение на Херсонской улице в 250 кв. м, которое я покупал в 2010-м или 2011 году по цене в 80 тыс. руб. за квадратный метр. Мне выплатили компенсацию из расчета 220 тыс. за «квадрат».За эти деньги я купил равноценное помещение в новом доме в более престижном районе».
Господину Петропольскому повезло — его устроила цена, которую предложил город. Но зачастую бизнес с ней не согласен: если с ценой жилого квадратного метра в сносимом доме еще все понятно, то оценка коммерческой недвижимости, как правило, вызывает вопросы. Но куда сложнее тем, кто работает через субаренду, то есть небольшим магазинам, салонам красоты, ателье, которые сейчас фактически выселяют. А ведь такой бизнес был завязан на постоянных клиентах — жильцах тех же хрущевок. Найти новое помещение в том же районе по старой цене почти невозможно, как и получить помещение напрямую у мэрии, говорит президент Ассоциации владельцев недвижимости Владимир Капустин: «Торговых мест не прибавляется, несмотря на то, что на месте киосков и палаток, которые раньше были у метро, появляются новые точки. Только доход от них идет не конкретным людям, а в бюджет Москвы».
По оценкам господина Капустина, реновация затронет 5-6 млн кв. м коммерческой недвижимости, на которых работают, как минимум, 100 тыс. предпринимателей. Конечно, кто-то из них решится на переезд, но найти себя на новом месте небольшим продавцам очень трудно. Многие из них вынуждены закрываться, продолжает Алексей Петропольский: «Такие помещения занимают для того, чтобы в первое время наработать базу, то есть предприниматели заведомо сначала работают в минус. Но такую стратегию могут позволить себе только сетевая компания, средний и крупный бизнес».
Впрочем, город все-таки не бросает малый бизнес и предлагает льготные условия. Легче тем, кто открывает, например, детский сад по франшизе. Продавцам мэрия тоже готова помочь, но, как правило, крупным, отмечает руководитель аналитического агентства «Рыбсеть» Полина Кирова: «Как правило, предлагается большой метраж за приемлемые деньги. Конечно, это всегда интересно. Но другой вопрос в том, что для микробизнеса это неподходящие помещения, потому что они по метражу предпринимателям не подходят».
Так что, стрит-ритейл после программы реновации не будет прежним: малые площади заменят большими, туда придут крупные сети, а места для микробизнеса в новых домах, видимо, может не хватить. Зато урбанисты могут быть спокойны: пестрых вывесок на первых этажах станет меньше.
Также Москва продолжит передавать нежилые помещения в долевую собственность. Власти считают, что подвалами и чердаками должны распоряжаться жильцы домов. Так, в мэрии недавно передали 70 нежилых помещений в собственность жильцов 38 домов.