Импортные цветы – ограничить, цены на отечественные – сократить: в Госдуме предложили радикальные меры для борьбы с «цветочным сговором». Предполагается поднять пошлины на привозные зарубежные цветы и одновременно усилить контроль за ценами в оптовом сегменте. По замыслу законодателей, это должно привести к развитию отечественного производства. Эксперты говорят, что подобные методы приведут к обратному эффекту – цены либо поднимутся, либо возникнет дефицит цветов. Обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов продолжит тему.
Только что миновал День всех влюбленных, на горизонте – 8 Марта. В цветочных магазинах уже висят объявления о предзаказах, продавцы торопят клиентов и пугают грядущим ростом цен. В Госдуме в связи с этим задумались, как не допустить сезонных скачков. Базовая идея в том, чтобы форсировать импортозамещение. Депутаты предложили оградить российский рынок от привозных цветов, чтобы отечественным производителям было легче наращивать объемы и вытеснять иностранцев. В частности, государство могло бы поднять пошлины на голландские, южноамериканские, африканские и прочие заморские цветы.
Однако эта идея вызвала неоднозначную реакцию, в том числе среди общественников, которые борются за права покупателей. Председатель Союза потребителей Петр Шелищ полагает, что россияне привыкли к богатому выбору цветов, и искусственно ограничивать его не нужно.
ШЕЛИЩ: Важно иметь предложение цветов, и оно как раз сейчас обширно – много продавцов, и между ними есть серьезная конкуренция. Потребитель, в общем-то, не очень задумывается, какое происхождение у этих цветов. Хотя соглашусь, что государству нужно думать о том, чтобы было больше цветов собственного производства.
Основные продажи в России приходятся на импортные розы и тюльпаны. Доля российских растений последние годы растет, но не так быстро, как хотелось бы законодателям. В крупных сетевых магазинах до 70% товара – это привозные цветы. Если обложить их повышенными пошлинами, то средняя стоимость букета неизбежно поднимется, предупреждают эксперты. При этом спрос на праздники всегда аномальный по сравнению с обычными днями, поэтому и цены там соответствующие – люди просто готовы платить, и продавцы задирают маржу. Наценки на цветы могут достигать нескольких сотен процентов, но так происходит во всех странах, и ничего с этим сделать нельзя, убежден предприниматель, руководитель компании Urvista Алексей Петропольский.
ПЕТРОПОЛЬСКИЙ: Цветы – не настолько рентабельный бизнес. В среднем по году он даже бывает убыточным. Но в те моменты, когда наступают праздники, они получают прибыль, и предприниматель успевает что-то заработать. Это как в ресторанах: ты можешь полгода работать в минус, но в дни корпоративов перед Новым годом ты отбиваешь эти минусы. Так же и продавцы цветов – они отбивают свои минусы именно в праздники и перед ними.
Депутаты полагают, что проблему с наценками все же можно решить, если ФАС более плотно займется мониторингом оптовых компаний. Их действительно не так много, крупнейших наберется с десяток, и они, собственно, обеспечивают всю Россию цветами – как из отечественных теплиц, так и из-за рубежа. Но идея регулировать цены все равно может оказаться провальной, потому что обнаружить сговор между ними практически невозможно. Все, что может ФАС сделать по закону, – это оштрафовать отдельно взятые компании, если их цены окажутся сильно выше, чем у конкурентов. Но когда цены синхронно поднимают вообще все подряд, и так уже устоялось годами, найти крайнего очень трудно. Кроме того, существуют десятки относительно законных схем, как обойти надзор ФАС и все равно продавать свой товар дорого, добавляет Алексей Петропольский.
ПЕТРОПОЛЬСКИЙ: ФАС, конечно, может штрафовать компании в рамках антимонопольного законодательства. Но в чем проблема продать по заниженной цене, а потом накрутить через посредников эту цену? Вот такой механизм каким-либо образом проконтролировать. Любые потуги ФАС не приведут к каким-то экономическим изменениям, и конечный потребитель все равно переплатит.
Строго говоря, то, что предлагают сейчас в Госдуме, – это возврат к советскому типу регулирования, говорят эксперты. В нынешних условиях реализовать это сложно. Государство вообще никак не задействовано в производстве, хранении и распределении цветов – только в части фитосанитарного надзора на границе. Можно даже предположить, что излишнее вмешательство приведет к нехватке импортных товаров при отсутствии достаточного объема собственных, то есть произойдет возврат к временам дефицита, заключает Петр Шелищ.
ШЕЛИЩ: Если мы уже вошли в иной экономический уклад, то пути назад нет. Пытаться ограничивать цены – совершенно безнадежное занятие. У нашей страны накоплен достаточно богатый опыт по этой части, и потребители прекрасно это понимают. Это все от лукавого. Ничего здесь ждать не приходится, кроме ухудшения ситуации для покупателей и появления дефицитов, забытых уже давно, особенно в этой области.
Публика в Интернете к цветочным идеям депутатов отнеслась в целом нейтрально. Многие пишут, что цены так и будут расти вне зависимости от законов. Кто-то пишет, что ради любимых женщин можно и раскошелиться пару раз в году. В конечном счете цветы занимают очень малую долю в любом семейном бюджете.