Ларьки и палатки вновь вернутся на улицы российских городов / комментарий «Прайм».

Ларьки и торговые палатки, с которыми борются власти, могут вновь вернуться на улицу. Минпромторг разработал соответствующий законопроект и уже внес в нижнюю палату парламента, пишет «Российская газета» со ссылкой на замглавы министерства Виктора Евтухова.

По его словам, необходимость «малых форматов» обусловлена дефицитом качественных торговых площадей. На крупные торговые сети в России сегодня приходится около 30-40% рынка, однако желающих представить свою продукцию в различных торговых точках значительно больше. В регионах палатки, ларьки и автолавки есть и сейчас, но нередко их количество зависит от личных предпочтений главы муниципалитета.

При этом в России вдвое меньше торговых площадей, чем в большинстве европейских стран. По большей части это достигается именно за счет небольших торговых точек, которые есть везде. Россия тоже будет следовать в русле мировых трендов – одних только автолавок может появиться не менее 50 тысяч. Это даст дополнительные рабочие места в автопроме. В розничной торговле могут появиться не менее 250 тысяч рабочих мест, кроме того, будет развиваться сопутствующая инфраструктура, что опять-таки важно для небольших населенных пунктов.

МАЛЫЙ БИЗНЕС НЕ У ДЕЛ

При этом не так давно ларьки и палатки активно сносили, мотивируя это тем, что в крупных сетях меньше риск нарваться на фальсификат, а сервис для покупателя лучше. Опрошенные «Прайм» эксперты указывают, что все возвращают обратно из-за того, что малый бизнес фактически потерял долю в розничной торговле.

«В последнее время крупные розничные сети, в том числе зарубежные, занимают большую часть объема оборота розничной торговли. Широкое распространение получили супермаркеты, а также гипермаркеты, торгующие одновременно и продовольственными, и непродовольственными товарами», — говорит руководитель департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Гульнара Ручкина.

В большинстве своем крупные торговые сети не пускают мелких производителей «на полки» своих магазинов, создавая условия, при которых те должны пожертвовать либо своей выручкой, либо качеством поставляемой продукции.

В то же время незаконные нестационарные торговые объекты продолжают сноситься, тем самым ограничивая рынки сбыта для мелкого и среднего бизнеса. Сложившееся положение влияет на уровень конкуренции на рынке, значительно снижая ее. Это, в свою очередь, сказывается на уровне цен на потребительские товары, а также на качестве продукции, говорит эксперт.

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ

По мнению руководителя компании URVISTA Алексея Петропольского, изначально цель была благой – привести в порядок внешний вид города. Поэтому павильоны, построенные с нарушениями, ликвидировали. Но затем выяснилось, что новая и современная палатка, выдержанная в  дизайнерском стиле и не портящая облик, чистая, удобная, гигиеничная – дорогое удовольствие. В Москве установка такого ларька для мороженого, прессы, выпечки обходится в 3-10 млн рублей.

Для столицы это посильная сумма, но не для всех – в аренду эти палатки берут лишь крупные арендаторы, например, производитель мороженого, который понимает, что место проходное и выгодное, а реклама на улицах и по телевидению обойдется дороже. Но малый бизнес такие расходы позволить себе не может. В результате число торговых точек в Москве сократилось с 40 до 10 тысяч, рассказал эксперт.

В регионах ситуация гораздо хуже — бюджетов на дизайнерские изыски нет, поэтому ларьки и палатки выглядят как придется и существуют лишь по милости местных чиновников. При этом во многих населенных пунктах обойтись без них нельзя, поскольку никакие крупные сети туда не заходят.

Таким образом, потребность и в нестационарных формах торговли велика – это выгодно как производителям и продавцам, так и потребителям, которые смогут получить свежие продукты и товары рядом с домом. Иногда у этих форм просто нет альтернативы.

НЕТ ПАЛАТКАМ ИЗ 90-Х

Принятие законопроекта, регулирующего такую торговлю, поможет навести порядок, уверены эксперты. Они указывают, что небольшие торговые точки не должны напоминать ларек с шаурмой из 90-х годов ни по дизайну, ни по санитарным требованиям, ни по уровню сервиса.

«С учетом накопленного за прошедшие 25 лет опыта организации мелкой торговли, современные павильоны должны отвечать ряду требований. То есть быть презентабельными, не портить облик города, а также удобно расположенными и не мешать движению пешеходов и транспортных средств», — говорит Ручкина.

По ее мнению, возможность реализовывать товары в небольших магазинах, ларьках и палатках даст возможность малому бизнесу нарастить вклад в розничный товарооборот как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах.

Важно, чтобы такие форматы не зависели от произвола местных властей и чтобы их не могли снести до окончания периода аренды. Поэтому в законопроекте должны быть четко прописаны возможные размеры торговых точек и сроки их размещения, а также внешний вид и расположение с учетом норм градостроительной политики, считает Петропольский. Но по факту концептуальный план застройки есть только в Москве и Санкт-Петербурге, для остальных регионов это слишком дорогое удовольствие, заключил он.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Алексей Петропольский