Новогодние распродажи в России имеют особенный окрас. Они больше напоминают охоту за покупателями, нежели цивилизованную торговлю. Маркетологи буквально гипнотизируют потребителей, выманивая у них всевозможными способами как можно больше денег.
В России процесс распродаж как-то самостоятельно приобрел хаотичный характер. Никто не знает, когда они точно начинаются и когда заканчиваются. Скидочные сезоны у нас никем не регламентируются. Всё исключительно на совести продавца. Вот и получается, что игра зачастую идет только в одни ворота. Покупателю остаться в плюсе удаётся крайне редко.
Те, кто покупают перед Новым годом, никакой выгоды не получают, — рассказал Антон Недзвецкий, сопредседатель союза потребителей России в программе «Что не так» на телеканале «Царьград». — Никаких реальных скидок в подавляющем большинстве никто не предоставляет. Наоборот, в этот период самые большие накрутки — исходя из ажиотажа. Под предновогодним соусом продается буквально всё.
Покупатель, весь год державший себя в ежовых рукавицах, именно под Новый год впадает в состояние транса. Праздничная атмосфера магазинов, яркие витрины, дурманящие запахи, изобилие красиво разложенного товара, специальные акции — всё это ещё больше увеличивает желание купить и вознаградить себя, любимого, в конце года за труды. По мнению психологов, праздничная атмосфера и рассматривание вывесок давно стали для многих людей антистрессовой терапией, способом отвлечься, помечтать, расслабиться. Именно в этот момент, как правило, и начинается потребительский зуд. В некоторых случаях срабатывает элементарное желание сэкономить. По мнению Бориса Невеева, кандидата психологических наук, потребитель уже настолько приучен к новогодним распродажам, что ждёт их, как наркоман — дозы.
«Человек, который не потратил кучу денег на всякую ненужную мелочь, уже чувствует себя несостоятельным, он думает, что жизнь прошла мимо него. А думать так его заставляют маркетологи, которых готовят в США. Америка вкладывает огромные деньги в психологические исследования, они прекрасно знают, как стимулировать спрос. Без такой стимуляции экономика потребительского общества существовать не может. Новый год в этом смысле, как лампочка для собаки Павлова».
Такого эффекта в России опытные маркетологи добивались долгих 10 лет. Серьёзные распродажные войны начались в нашей стране в 2008 году, когда страна испытала тяжёлый экономический кризис. Понимая, что денег у населения стало меньше, продавцы начали думать, как стимулировать спрос. Магазины один за другим стали объявлять о беспрецедентных скидках и акциях. В результате к 2018 году люди настолько привыкли к распродажам, что покупать что-либо без них считают уже нецелесообразным. А магазины, зная, что покупатель готовится к скидкам, заранее повышают цены, чтобы потом иметь свою экономическую выгоду.
Если мы возьмём экономику розничного магазина, торгующего одеждой, обувью, бельём и так далее, то цена непосредственно самого товара составляет 40%, все остальное — это сопутствующие расходы, – пояснил в программе «Что не так» маркетолог Андрей Арно. — Вот теперь представьте: стандартная наценка в 100%. Магазину опускаться в скидке ниже 40% незачем, потому что тогда он превращается в аттракцион невиданной щедрости. Поэтому, чтобы сделать скидку в 40%, нужно сначала увеличить стоимость товара, чтобы потом при этом остаться в плюсе. Это довольно интересная игра.
В действительности за скидкой в 50-70% могут в лучшем случае стоять 10, от силы 15% экономии. Бывает, что товар с новогодней скидкой после праздника стоит даже дешевле, чем в период так называемых распродаж. По мнению психолога Бориса Невеева, предпраздничный шопинг становится настоящим испытанием для рядовых потребителей, которых целенаправленно заманивают в ловко расставленные финансовые ловушки:
«Продавцы специально используют соответствующее оформление продукции. Например, есть обычная чашка, которую продать довольно сложно. Но если ее представить как новогодний подарок, привязать к ней какой-нибудь бантик, то люди уже готовы за чашку, себестоимость которой составляет 20-30 рублей, заплатить 200-300. Вводится также искусственное ограничение, когда говорят, что в одни руки отпускают не более 3 или пяти чашек. Таким образом происходит подстёгивание чувства жадности и халявы».
Распродажи в России – это, по сути, ловкая манипуляция потребительским поведением для того, чтобы отключить рациональное мышление и включить праздничное и бессознательное с целью получения выгоды.
Член общественной организации «Опора России» юрист Алексей Петропольский рассказал, как некоторые мелкие предприниматели обеспечивают себе безбедное существование на целый год за счёт праздничных распродаж:
Есть категория людей, которые открывают островки в торговых центрах исключительно под Новый год, потому что в этот период продается практически все. Они платят огромную аренду в период предпраздничного ажиотажа, снимают квадратные метры на 3-4 месяца. У них везде акции, везде скидки. При этом надо понимать, что весь товар они завозят из Китая, покупая его в начале осени. Наценка на такой товар, какие-нибудь свечи или свитера, составляет от 500% и выше. И это конечная цена товара, на которой якобы объявлена скидка в 70%. И народ сметает всё. За два месяца новогодней распродажи они зарабатывают больше, чем другие розничные магазины за целый год торговли. Перед Новым годом у всех идёт самая большая выручка.
Пользуясь всеобщим ажиотажем, успешно продают и фальсификат, и залежавшиеся коллекции. Этим грешат абсолютно все магазины, начиная от мелких и заканчивая крупными торговыми сетями. Бывает, что во время скидок сбывают уценённый товар, который потом вернуть обратно в магазин просто невозможно. Поэтому главное правило – внимательно смотреть ценник и читать всю информацию о товаре. Наш покупатель пока ещё не обладает тем уровнем потребительской культуры, какая существует в Европе, где всё чётко регламентировано и соблюдаются все правила игры.
Культуру распродаж только постепенно начинают вводить крупные сети, в основном западные. Ведь там нет скидок в 70%, – пояснил маркетолог Андрей Арно. — На Западе есть соблюдение цикла продаж, есть определённый экономический механизм, когда к концу сезона остается то, от чего нужно избавиться и освободить место для нового. А у нас цикла продаж нет. Когда каждый начал, тогда цикл и начался.
На самом деле скидки и распродажи у нас стали обычным круглогодичным явлением. В смартфонах уже давно появились специальные программы, где можно узнать об акциях на тот или иной товар. Многие магазины регулярно устраивают специальные клиентские дни, закрытые распродажи по промокодам. И это замечательно, когда есть возможность сэкономить. Только надо помнить, что за каждым заманчивым объявлением о скидке стоит команда опытных маркетологов. Поэтому эксперты советуют, прежде чем совершить, казалось бы, выгодную покупку, проверить, сколько этот товар стоит на разных интернет-сайтах.
Банальное сравнение цены зачастую даёт реальное представление о ситуации. Крупные новогодние подарки имеет смысл приобретать не заранее, а за несколько дней до праздника, чтобы была возможность вернуть их обратно в магазин в случае, если они придутся кому-то не по душе, в четко обусловленный законом срок. Продавец не имеет права отказать в возврате товара, купленного по распродаже, за исключением отдельной категории, которая прописана в специальном постановлении правительства.
Стоит также иметь в виду, что в интернет-магазинах срок возврата гораздо меньше, да и гарантийные обязательства могут быть совсем иными. Чтобы не оказаться на волне потребительского зуда в дураках, надо внимательно изучать все документы, чеки и информацию о том, что вы собираетесь приобрести. И даже если продавец предлагает купить товар с беспроцентной рассрочкой, то стоит помнить, что все банковские проценты уже с лихвой включены в стоимость предлагаемой вещицы.
На самом деле выигрывают только те, кто умеет ждать, – убежден сопредседатель Союза потребителей России Антон Недзвецкий. — Если вы действительно хотите сэкономить, надо просто запастись терпением и дождаться конца января — февраля и купить всё уже с настоящими скидками.