Сбербанк и «Яндекс.Касса» запустили сервис моментальных онлайн-платежей для компаний, работающих с юрлицами. Он позволит сократить время доставки товаров бизнесу. Воспользоваться сервисом смогут далеко не все, а многие и не захотят, считают эксперты
Малому и среднему бизнесу дадут возможность быстро проводить закупки в интернете. Сбербанк и «Яндекс.Касса» запустили сервис мгновенных платежей для бизнеса «B2B-платежи», который позволит принимать онлайн-оплату от юрлиц, не дожидаясь фактического зачисления средств на счет продавца. По словам авторов проекта, в отличие от физлиц, который могут быстро осуществить онлайн-платеж, юрлица вынуждены проходить больше этапов, которые могут растянуться на несколько дней.
При обычных платежах онлайн-продавец сначала выставляет покупателю счет, затем данные заносятся в бухгалтерскую программу покупателя, и уже потом проводится платеж, а так как средства на банковский счет продавца приходят не сразу, покупатель вынужден ждать подтверждения платежа от 1 до 3 дней. Из-за этого продавец не может отгрузить товар.
«Мы изучили рынок и поняли, что из-за такого простоя некоторые компании-продавцы стараются не работать с юридическими лицами, потому что, пока заканчивается процедура закупки, товар могут уже распродать», — пояснил журналистам генеральный директор «Яндекс.Денег» Иван Глазачев.
Платформа, созданная Сбербанком и «Яндексом», позиционируется как гарант проведения платежа, который должен ликвидировать изъян в расчетах между компаниями. Покупатель может подтвердить платеж при помощи смс-пароля, после чего сервис автоматически отправит подтверждение продавцу, и тот сможет доставить товар, не дожидаясь прихода средств на счет. Бухгалтерская часть операции в таком случае остается неизменной, но значительно облегчается начальный этап (все бланки формируются автоматически) и сокращается время заказа.
По замыслу разработчиков сервиса, моментальные платежи позволят бизнесу улучшить ряд показателей: увеличить конверсию платежей, сэкономить время сотрудников и урезать время простоя из-за ожидания доставки.
Будет ли польза
Проблемы с задержками поставок действительно мешают бизнесу, поэтому сервис будет востребован, по крайней мере, со стороны субъектов МСБ, считает партнер компании «НАФКО-Консультанты» Ирина Мостовая. Особенно актуальна такая возможность для сферы продуктового ретейла, где наиболее высока частота поставок, а интервалы между ними могут составлять менее 1 дня. «В таких ситуациях зачастую товары оплачиваются авансом без каких-либо гарантий, просто под честное слово», — рассказывает эксперт.
Впрочем, пока новая услуга доступна не всем — ею могут воспользоваться только фирмы, владеющие расчетным счетом в Сбербанке. То есть пока потенциальной аудиторией сервиса являются около 2 млн юрлиц — при том, что общее число малых и средних предприятий в России, по данным ФНС, составляет 5,9 млн.
«Идея правильная, так как ведет к автоматизации бизнес-процессов. И сервис мог бы быть очень полезен, если бы использовался не только внутри Сбербанка», — считает генеральный директор юридической компании Urvista, совладелец сети кофеен Take & Wake Алексей Петропольский.
Проблемой может оказаться и нежелание компаний-продавцов работать с платформой. По словам Петропольского, некоторые предприятия отказываются иметь дело с безналичным расчетом не только потому, что такие операции занимают много времени. «На корреспондентском счете деньги можно увидеть моментально, просто банк какое-то время их будет проверять перед зачислением. В любом случае, это уже подтверждение платежа. Интернет-магазины не хотят принимать безналичные еще по той причине, что наличные средства не так строго учитываются, и часто закупка товаров происходит «в черную», то есть за наличные», — объясняет бизнесмен.
Пока среди партнеров сервиса заявлены такие компании, как HeadHunter, OZON.travel, МойСклад, Nethouse, NetByNet и Push4Site.
Правовая сторона
Технически процесс отражения операций в бухгалтерских документах, доступ к которым может запросить ФНС, в рамках сервиса остается прежним, так что претензий со стороны проверяющих органов в отношении компаний-контрагентов быть не должно, считает Ирина Мостовая.
Другой вопрос, кто будет нести ответственность в случае технического сбоя при осуществлении платежа. «Ситуации, в которых неисполнение условий по договорам поставки произошло из-за технической ошибки со стороны банка, встречаются часто и пока непонятно, как этот вопрос будет разрешаться», — заключает юрист.