Каждую сессию Госдума принимает сотни законов. Большинство депутатов, кажется, даже не вчитываются в них, а просто голосуют по велению главы фракции. Сейчас начинается проверка самых неудачных законов, но, к сожалению, не поиск виноватых в их появлении на свет.
Двадцать врагов Орешкина
Министерство экономического развития России объявило о начале аудита законов и других правовых актов с точки зрения их влияния на деловой климат в России. Мысль – отличная, и мы задумались о том, чтобы помочь уважаемому правительству, подсказать, какие документы надо менять первым делом. Однако опрос наших экспертов, занимающихся бизнесом, навел на грустную мысль: менять надо сначала правительство, а потом уже документы.
В 2019 году ведомство Максима Орешкина, бывшего заместителя главы Минфина Антона Силуанова… Тут надо оговориться, что этот факт необходимо подчеркивать снова и снова, потому что после ареста далеко не безгрешного Алексея Улюкаева МЭР стало филиалом Минфина и сдало подведомственных ему бизнесменов налоговикам с потрохами. Так вот, министерство Орешкина проверит 20 документов, чтобы понять, какие из них нужно подкорректировать, а какие и вовсе отменить.
20 законов за год. Понятно, что у министерства есть и другие дела, но неторопливость впечатляет. Солидный проект для солидных господ: чиновникам не по статусу торопиться и оперативно отменять мешающие развитию России законы. Создана правительственная подкомиссия, которую возглавил Максим Орешкин, она время от времени будет собираться и обсуждать актуальные проблемы. Будет использован механизм ОФВ – оценки фактического воздействия. А то одни говорят одно, другие другое – не понять, кто прав. Малый бизнес за льготы малому бизнесу, крупный – против. Кто прав, кто нужнее России? Ответ будет получен на заседаниях подкомиссии.
Один из наиболее эффективных и умных, но при этом далеких от связей с госструктурами бизнесменов, президент обувной компании Zenden Group Андрей Павлов, полагает, что «пока в России не примут нормальный Налоговый кодекс, об остальном и думать нечего. Пока в России можно заниматься одним видом бизнеса на шести налоговых режимах, а потом все будут сводить и высчитывать, что ты сэкономил и как ты сэкономил, в России деловой климат стремится к нулю. Изюм — это Налоговый кодекс. Обо всем остальном не стоит говорить, это барьерчики, а вот налоговая система – хомут на шее».
Но на налоговую систему МЭР покушаться не будет, потому что налоги – это вотчина Минфина, а глава МЭР – бывший зам… Ну вы поняли.
«Закон все равно примут»
Руководитель юридической компании Urvista, член «Опоры России» Алексей Петропольский доволен, что Минэкономразвития занялось ревизией правовых актов, но сомневается, что это к чему-то приведет. Его подробный и очень эмоциональный ответ на вопрос Царьграда стоит привести целиком:
«Правительство наше, наши министерства и службы прекрасно понимают, что в бизнесе сейчас тяжелые времена. Идет дикий спад потребительской способности людей, и возможности бизнеса вместе с этим тоже сужаются. А на нас накладывают новый НДС, новые регулирующие нормы, повышение пошлин, запреты.
Возьмем первую структуру, которую они решили взять и проверить – это торговля и, внутри торговли, сбыт алкоголя. Запретили рекламировать весь алкоголь, а производителей нагружают все новыми и новыми акцизами. Сейчас идет обсуждение законопроекта, что нельзя будет торговать, допустим, алкоголем в пластиковой таре. Все это вместе, в совокупности, уже привело к тому, что порядка 70% заводов-производителей с иностранным участием из России вышли. А у тех, кто остался, продажи упали процентов на 40-50, они ввели вместо пятидневки трехдневный рабочий день, и у многих стоит вопрос – банкротиться, закрываться, распродавать имущество. Лично я веду один из заводов – МКШВ, Московский комбинат шампанских вин. Они полностью закрыли завод и сдали площади в аренду под офисы и маленькие производства.
Государство принимает законы, которые дают какую-то краткосрочную прибыль для государства. А в долгосрочной перспективе ведут к тому, что бизнеса в стране просто не останется.
Вот я сижу в Комитете Госдумы там по землепользованию. Нам спускают из правительства закон – повысить кадастровую стоимость. Мы говорим: ну как ее повышать – налоги, наоборот, замораживать надо, люди уже скоро на вилы поднимут. Но раз правительство сказало – комитет может сколько угодно возражать, что это несвоевременно, закон все равно примут».
Государство принимает законы, которые дают какую-то краткосрочную прибыль для государства. А в долгосрочной перспективе ведут к тому, что бизнеса в стране просто не останется.
Вот я сижу в Комитете Госдумы там по землепользованию. Нам спускают из правительства закон – повысить кадастровую стоимость. Мы говорим: ну как ее повышать – налоги, наоборот, замораживать надо, люди уже скоро на вилы поднимут. Но раз правительство сказало – комитет может сколько угодно возражать, что это несвоевременно, закон все равно примут».
Как видим из комментария Алексея Игоревича, в центре внимания правительства будет закон о торговле 2016 года, точнее, принятые тогда поправки. Минэкономразвития уже сейчас признает, что в упомянутой ситуации с алкоголем новые права региональных властей приводят не к сокращению потребления алкоголя (кажется, только дети не знают, как сварить самогон), а к существенным издержкам для бизнеса.
«Штаб либерального вредительства»
Источники РБК в правительстве поясняют, что ОФВ в разных формах проводилась с 2012 года относительно приказов министерств и ведомств, в 2017 году впервые была испробована на федеральных законах, правда, только инициированных Минэкономразвития и в основном до смены власти в министерстве. То есть в некоторой степени это была «очистка от улюкаевщины», дело, может, и полезное, но к реальной защите бизнеса отношения не имеющее.
Теперь, похоже, действительно взялись за дело. Медленно и неуверенно, но взялись.
Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества, считает, что проблема – в Минфине, бывший замглавы которого… ну вы снова поняли.
«Существует невидимый для общества конфликт Министерства экономического развития и Министерства финансов. Логика Министерства финансов либеральная и очень простая. Видишь деньги – бери, можно новые налоги вводить, а что там с экономикой – не волнует. То есть традиционная, чисто финансовая логика. И здесь они смыкаются с Центральным банком во многих вопросах. А вот Министерство экономического развития – такой капиталистический Госплан. И это министерство должно решать задачу экономической устойчивости, экономического роста. А это не то же самое, что добыча денег где-нибудь, как-нибудь, и неважно, что потом. Давайте вспомним, что прошлый министр экономического развития, который действовал в либеральной логике, был настоящим либералом, – это министр Улюкаев, он оказался в тюрьме. Формально – за взятки. Фактически – за чудовищную некомпетентность, за жуткий провал Министерства экономического развития в период 2013-2016 годов, когда кризис делал с нашей экономикой все, что ему хотелось, все что угодно. Болтал и бросал нас как угодно. Улюкаев только рассказывал нам про то, что, кажется, вот сейчас уже новое дно.
Министерству экономического развития при Орешкине была поставлена задача, чтобы поменьше казалось и побольше понималось. Но это куда сложнее, чем делать вид, что вы направляете процессы, как это было при Улюкаеве… А Министерство финансов – это прямо-таки штаб либерального вредительства, люди, которые за экономический рост не отвечают, делают вид, что они самые умные, управляют деньгами».
Василий Георгиевич затронул очень важную для России тему – «запланированную вражду» между Минфином и Минэкономразвития. Оба ведомства предназначены делать очень важные вещи. Первое – наполняет бюджет для обеспечения финансирования социальных и других стратегических задач. Второе – дает зеленый свет предприимчивым и энергичным людям, способным сделать что-то из ничего, создать новое предприятие, родить новую идею. Гармонии тут не бывает: одним нужны налоги, другим – освобождение от налогов. Вот эта диалектика, единство и борьба противоположностей, под арбитражем главы правительства и президента, должна давать гармонию развития страны.
И никто, никогда не должен получать преимущества. Победит МЭР – расцветет производство, но нечем станет платить пенсии и нечего вкладывать в стратегические, инфраструктурные проекты. Победит Минфин – соберем столько налогов, что вести бизнес станет бессмысленно, проще сидеть наемным работником в госкомпании и платить 13-процентный НДФЛ, воспетый Силуановым у Познера.
Сейчас побеждает Минфин. Это плохо.